WiseAdvice WiseAdvice
hr-директору главбуху собственнику 5 минут на прочтение
Проверено на актуальность

Дополнительное соглашение о переводе на дистанционную работу

Толкачев Антон

Автор: Толкачев Антон Эксперт-практик по внедрению электронного кадрового документооборота

В 2020 году компании столкнулись с ситуацией, в которой необходимость организации удаленной работы встала в полный рост. При этом обеспечение легитимности такой работы легла на плечи сотрудников, обеспечивающих взаимодействие персонала и компании – кадровых специалистов – нас с вами!

Ситуация:

Действующие сотрудники компании частично или полностью работают дистанционно (удаленно). Перед кадровыми специалистами стоит задача организовать юридически значимый обмен электронными кадровыми документами: заявлениями на отпуск, уведомлениями о неявке, больничном и т.п.

Решение:

Перевести сотрудников в юридическую категорию дистанционных работников. Для этого необходимо с каждым сотрудником подписать дополнительное соглашение о переводе на дистанционную работу.

Почему это нужно?

Трудовой Кодекс РФ разрешает обмен документами в электронной форме между дистанционным сотрудником и работодателем. Однако, текущие офисные сотрудники, по случаю переведенные на удаленную работу, не попадают под эти нормы (кроме тех случаев, когда это заранее предусмотрено в трудовом договоре).

Чтобы обмен электронными документами стал возможен, трудовые отношения следует переквалифицировать в формат отношений с "дистанционным работником" – подписать с сотрудником дополнительное соглашение о переводе на дистанционную работу.

Подробнее

Юридическая значимость

Чтобы электронный документ имел юридическую силу, его следует подписать с помощью электронной подписи (ЭП).

Подписание документов электронной подписью защищает документ от последующих изменений, аккредитованные центры сертификации гарантируют соответствие физического лица и его электронной подписи, а вся юридическая обвязка для такого подписания уже содержится в ФЗ от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Существует две категории электронных документов, в отношении которых ЭП могут применяться:

  • Кадровые документы, ИЗМЕНЯЮЩИЕ объем прав и обязанностей сторон: трудовой договор и дополнительные соглашения к нему, договор о материальной ответственности, ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы.
  • Все остальные кадровые документы: заявления об отпуске, о командировке, лист ознакомления с локальными нормативными актами и пр. документы, возникающие в ходе обычных кадровых операций.

Таблица 1. Доступные виды ЭП для участников трудовых отношений

Вид электронной подписи

Категория документа

Дистанционный (удаленный)
сотрудник

Работодатель

Усиленная квалифицированная ЭП (УКЭП)Изменяющие права сторон++
Иные кадровые документы++
Усиленная неквалифицированная ЭП (УНЭП)Изменяющие права сторон+-
Иные кадровые документы++
Простая электронная подпись (ПЭП)Изменяющие права сторон--
Иные кадровые документы++

УКЭП обладает бескомпромиссными правами в отношении подписи вообще любых кадровых документов. Но она же является самой дорогой и трудоемкой для выпуска (выдается только после процедуры идентификации личности в удостоверяющем центре). Поэтому на практике сам работодатель подписывает кадровый документы УКЭП, а для своих сотрудников выпускается либо УНЭП, либо вовсе ПЭП.

Важно!

В отношении дополнительного соглашения о переводе сотрудника на дистанционную работу важно не попасть в «ловушку УНЭП»! Несмотря на то, что ст.312.3 Трудового кодекса РФ позволяет нам использовать УНЭП для подписания дополнительного соглашения, для ее использования в этой ситуации нужны основания (п.2.ст.6 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»). Таким основанием могут быть:

  • Локальный нормативный акт
  • Пункт в дополнительном соглашении

В обоих случаях в этих документах должен быть предусмотрен порядок выпуска и проверки электронной подписи.

Как на 100% юридически правильно перевести сотрудников на дистанционную работу

Если у сотрудника изначально есть квалифицированная электронная подпись, которую он создал самостоятельно в удостоверяющем центре, то ее можно использовать для подписания дополнительного соглашения о переводе на дистанционную работу. Это безрисковый вариант.

Если же у сотрудника квалифицированной электронной подписи нет, а в организации отсутствуют локальные нормативные акты, регулирующие порядок выпуска неквалифицированных подписей и их проверки, то мы рекомендуем обменяться с сотрудником бумажными экземплярами допсоглашений. Даже если у сотрудников нет физической возможности приехать в офис, обменяться документами с «живой подписью» можно обычной почтой.

Пока в организацию не поступит документ с «живой» подписью, электронный кадровый документооборот с сотрудником находится в «серой» зоне. Но, как правило, эти риски не слишком велики и краткосрочны – заказные письма с описью Почта России доставляет в приемлемые сроки, не говоря уже о специализированных коммерческих службах доставки.

Проект дополнительного соглашения о переводе сотрудников на дистанционный режим работы вы можете скачать по ссылке:

Образец доп соглашения о дистанционной работе



Темы
hr-директору зарплата и кадры главбуху собственнику
false
Заказ обратного звонка

Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Оставить заявку

Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных