Дополнительное соглашение о переводе на дистанционную работу
Ситуация Решение Почему это нужно? Юридическая значимость Как на 100% юридически правильно перевести сотрудников на дистанционную работу
В 2020 году компании столкнулись с ситуацией, в которой необходимость организации удаленной работы встала в полный рост. При этом обеспечение легитимности такой работы легла на плечи сотрудников, обеспечивающих взаимодействие персонала и компании – кадровых специалистов – нас с вами!
Ситуация:
Действующие сотрудники компании частично или полностью работают дистанционно (удаленно). Перед кадровыми специалистами стоит задача организовать юридически значимый обмен электронными кадровыми документами: заявлениями на отпуск, уведомлениями о неявке, больничном и т.п.
Решение:
Перевести сотрудников в юридическую категорию дистанционных работников. Для этого необходимо с каждым сотрудником подписать дополнительное соглашение о переводе на дистанционную работу.
Почему это нужно?
Трудовой Кодекс РФ разрешает обмен документами в электронной форме между дистанционным сотрудником и работодателем. Однако, текущие офисные сотрудники, по случаю переведенные на удаленную работу, не попадают под эти нормы (кроме тех случаев, когда это заранее предусмотрено в трудовом договоре).
Юридическая значимость
Чтобы электронный документ имел юридическую силу, его следует подписать с помощью электронной подписи (ЭП).
Подписание документов электронной подписью защищает документ от последующих изменений, аккредитованные центры сертификации гарантируют соответствие физического лица и его электронной подписи, а вся юридическая обвязка для такого подписания уже содержится в ФЗ от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Существует две категории электронных документов, в отношении которых ЭП могут применяться:
- Кадровые документы, ИЗМЕНЯЮЩИЕ объем прав и обязанностей сторон: трудовой договор и дополнительные соглашения к нему, договор о материальной ответственности, ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы.
- Все остальные кадровые документы: заявления об отпуске, о командировке, лист ознакомления с локальными нормативными актами и пр. документы, возникающие в ходе обычных кадровых операций.
Таблица 1. Доступные виды ЭП для участников трудовых отношений
Вид электронной подписи | Категория документа | Дистанционный (удаленный) | Работодатель |
---|---|---|---|
Усиленная квалифицированная ЭП (УКЭП) | Изменяющие права сторон | + | + |
Иные кадровые документы | + | + | |
Усиленная неквалифицированная ЭП (УНЭП) | Изменяющие права сторон | + | - |
Иные кадровые документы | + | + | |
Простая электронная подпись (ПЭП) | Изменяющие права сторон | - | - |
Иные кадровые документы | + | + |
УКЭП обладает бескомпромиссными правами в отношении подписи вообще любых кадровых документов. Но она же является самой дорогой и трудоемкой для выпуска (выдается только после процедуры идентификации личности в удостоверяющем центре). Поэтому на практике сам работодатель подписывает кадровый документы УКЭП, а для своих сотрудников выпускается либо УНЭП, либо вовсе ПЭП.
Важно!
В отношении дополнительного соглашения о переводе сотрудника на дистанционную работу важно не попасть в «ловушку УНЭП»! Несмотря на то, что ст.312.3 Трудового кодекса РФ позволяет нам использовать УНЭП для подписания дополнительного соглашения, для ее использования в этой ситуации нужны основания (п.2.ст.6 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»). Таким основанием могут быть:
- Локальный нормативный акт
- Пункт в дополнительном соглашении
В обоих случаях в этих документах должен быть предусмотрен порядок выпуска и проверки электронной подписи.
Как на 100% юридически правильно перевести сотрудников на дистанционную работу
Если у сотрудника изначально есть квалифицированная электронная подпись, которую он создал самостоятельно в удостоверяющем центре, то ее можно использовать для подписания дополнительного соглашения о переводе на дистанционную работу. Это безрисковый вариант.
Если же у сотрудника квалифицированной электронной подписи нет, а в организации отсутствуют локальные нормативные акты, регулирующие порядок выпуска неквалифицированных подписей и их проверки, то мы рекомендуем обменяться с сотрудником бумажными экземплярами допсоглашений. Даже если у сотрудников нет физической возможности приехать в офис, обменяться документами с «живой подписью» можно обычной почтой.
Пока в организацию не поступит документ с «живой» подписью, электронный кадровый документооборот с сотрудником находится в «серой» зоне. Но, как правило, эти риски не слишком велики и краткосрочны – заказные письма с описью Почта России доставляет в приемлемые сроки, не говоря уже о специализированных коммерческих службах доставки.
Проект дополнительного соглашения о переводе сотрудников на дистанционный режим работы вы можете скачать по ссылке:
Подпишитесь на обновления блога
-
Все о прямых выплатах из ФСС
22 декабря 2020
-
Какие изменения ждут бизнес в новом 2021 году? Часть 1
24 декабря 2020
-
Какие изменения ждут бизнес в новом 2021 году? Часть 2
23 декабря 2020
-
Новое в нормах о дистанционной работе
29 декабря 2020