Кто относится к «малышам» В чем разница между малым и микропредприятием? Бухгалтерский учет и налогообложение малых предприятий Надзорные каникулы для малого бизнеса Плюсы и минусы малого бизнеса
Малый бизнес во всем мире является одним из основных секторов экономики, поэтому государство уделяет пристальное внимание развитию малого сектора и всячески его поддерживает. Что означает этот статус для предприятия и какие преимущества дает принадлежность к малому предпринимательству, – расскажем в этой статье.
Трепетное отношение государства к малому бизнесу выражается в различных мерах поддержки:
- программы развития;
- субсидирование;
- кредитные и налоговые льготы;
- льготная аренда госимущества;
- упрощенная отчетность;
- «каникулы» по проверкам и другие послабления.
Грамотно пользуясь льготами, малое предприятие может иметь массу преимуществ. Для того чтобы претендовать на подобную заботу государства, малое предприятие должно быть зарегистрировано в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, который формирует ФНС на основании отчетных данных.
В реестр попадают организации, которые соответствуют ряду критериев.
Кто относится к «малышам»
Основные параметры отражены в Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В 2019 году малыми считаются предприятия, которые соответствуют ограничениям по:
- Организационно-правовой форме. Это хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели. Таким образом, субъекты предпринимательства, созданные в форме унитарных предприятий, холдингов, религиозные, благотворительные и прочие организации к малым предприятиям не относятся, даже если соответствуют всем остальным критериям. А вот вид экономической деятельности, которым занято малое предприятие, а также применяемый налоговый режим на принадлежность к категории субъектов малого предпринимательства не влияют.
- Численности сотрудников. Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек.
- Размеру дохода от предпринимательской деятельности. В 2019 году лимит по обороту составляет 800 миллионов рублей (Постановление Правительства от 4 апреля 2016 г. № 265) по всем видам деятельности и по всем применяемым налоговым режимам.
- Структуре капитала. Доля в уставном капитале юридических лиц (в том числе иностранных), которые не относятся к категории малых или средних предприятий, не должна превышать 49 процентов. Доля государства в лице Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, а также общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов (за исключением инвестиционных) не должна превышать 25 процентов. По этому критерию есть послабления для компаний ряда отраслей инновационного сектора экономики.
В чем разница между малым и микропредприятием?
Микропредприятиям государство дает дополнительные поблажки:
- возможность вести бухучет по простой системе без применения двойной записи;
- право не вести кадровый учет, то есть не оформлять правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании и другие локальные документы (Федеральный закон от 03.07.2016 № 348-ФЗ);
- возможность применять патентную систему налогообложения для индивидуальных предпринимателей.
Основные критерии отнесения предприятия к малым и к микропредприятиям, таблица
Критерий |
Малое предприятие |
Микропредприятие |
---|---|---|
Организационно-правовая форма |
|
|
Среднесписочная численность работников | Не более 100 человек | Не более 15 человек |
Размер дохода от предпринимательской деятельности | Не более 800 млн руб. | Не более 120 млн руб. |
Доля других лиц в структуре капитала |
|
Бухгалтерский учет и налогообложение малых предприятий
Малым предприятиям живется проще в плане налогов и бухучета. Они могут:
- Вести упрощенный бухгалтерский учет. Эта льгота не распространяется на организации, отчетность которых подлежит обязательному аудиту (ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете») Послабления касаются порядка списания материальных затрат, начисления амортизации, создания резервов и т.д. Более того, микропредприятия могут вести бухгалтерский учет без применения двойной записи, а индивидуальных предпринимателей государство и вовсе освобождает от ведения бухгалтерского учета. Правила ведения упрощенного бухучета прописаны в рекомендациях ИПБ РФ (протокол от 25.04.2013 № 4/13). Рекомендуемые упрощенные формы регистров бухучета для малых предприятий закреплены в Приказе Минфина России № 64н от 21 декабря 1998 г.
- Сдавать сокращенный набор бухгалтерских отчетов. Малые предприятия сдают всего две обязательные формы – бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, и те в упрощенном виде с укрупненными показателями. Упрощенные формы приведены в Приложении № 5 к Приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.
- Не устанавливать кассовый лимит (п. 2 Указаний Центрального банка от 11 марта 2014 г. № 3210-У).
Для малого бизнеса действуют специальные налоговые режимы. Это:
- упрощенная система налогообложения (УСН);
- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД);
- спецрежим для сельхозпроизводителей (ЕСХН);
- патентная система налогообложения (только для ИП).
Эти налоговые режимы имеют ограничения по видам деятельности, выручке, численности персонала и остаточной стоимости основных средств. Не каждое малое предприятие может их использовать. Так, для УСН лимит выручки – 150 млн руб. в год, а для малых предприятий в целом – 800 млн. руб.
Главная опасность для малых предприятий, применяющих специальные налоговые режимы, а также прочие преференции для малого бизнеса – это выйти за пределы показателей деятельности, установленных для льготников. Специалисты компании 1С- WiseAdvice внимательно следят за соблюдением критериев, чтобы предприятие не лишилось льгот.
Региональные власти местными законами имеют право устанавливать пониженные налоговые ставки для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы.
Надзорные каникулы для малого бизнеса
В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ действует мораторий на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.
Каникулы не распространяются на налоговые проверки, проверки в области радиационной безопасности, атомной энергии и гостайны, контроль качества аудиторских организаций, федерального пробирного надзора, плановые проверки, по которым установлены категории риска и классы опасности.
Также не могут рассчитывать на каникулы ООО и ИП, которые:
- за последние три года привлекались к административной ответственности за грубые нарушения, или их деятельность приостанавливали за административное правонарушение;
- ведут деятельность в социальной сфере, образовании, здравоохранении, теплоснабжении, электроэнергетики и по лицензируемым видам деятельности.
Мораторий распространяется только на плановые проверки. Если вопреки мораторию организацию из реестра МСП проверят планово, это будет грубым нарушением, а результаты проверки будут недействительными.
Плюсы и минусы малого бизнеса
Малые предприятия могут испытывать определенные трудности в процессе работы. Это сложности в привлечении больших объемов финансирования на развитие и переоснащение, затрудненный доступ к кредитным ресурсам и их дороговизна. К тому же малые предприятия вынуждены вести деятельность в условиях жесткой конкуренции с крупными местными компаниями и транснациональными корпорациями.
Вместе с тем, небольшая численность персонала и сравнительно простая структура управления делают малую фирму гибкой и мобильной. Владельцам малого бизнеса проще принимать важные стратегические решения и перестраивать деятельность в соответствии с нуждами рынка.
Преимущество малого бизнеса – это меры государственной поддержки, включая предоставление субсидий и инвестиций, гарантии по обязательствам, создание особых условий для участия в тендерах на выполнение госзаказа и т.д. Это дает малому бизнесу ощутимые конкурентные преимущества.
Льготы для малого бизнеса могут использовать и крупные компании в рамках холдингов для снижения налоговой нагрузки. Но это рискованно и опасно. Формальное дробление бизнеса считается нарушением, за которое можно получить крупные доначисления и штрафы. Поэтому бизнес-структуру нужно выстраивать осторожно и грамотно, чтобы у контролеров не возникло претензий.
Мы знаем, как это сделать, чтобы не привлечь внимания фискалов. Наши налоговые юристы имеют многолетний опыт работы в ФНС, поэтому способны взглянуть на проблему глазами налоговика.
Подпишитесь на обновления блога
-
Субсидиарная ответственность учредителя и директора ООО по долгам в 2021 году
15 октября 2019
-
Налоговая нагрузка:
что это такое и как правильно рассчитать02 июля 2019 -
Беспроцентный займ учредителю: налоговые последствия
11 января 2019
-
Основания для выездной налоговой проверки: как узнать, будет ли проверка
31 августа 2018