Выездная проверка вне офиса: есть ли смысл принимать налоговиков за пределами компании?
Выездная проверка компании в офисе бухгалтерской фирмы Плюсы проведения проверки на территории аутсорсинговой компании Недостатки вынесения выездной проверки за рамки офиса проверяемой организации
По общему правилу выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика или в самой ИФНС. Третьего законом не дано. Но мы знаем про этот секретный третий вариант: прием выездной проверки в офисе компании – провайдера бухгалтерский услуг. О плюсах и минусах выездной проверки в офисе аутсорсера читайте в нашей статье.
В статье 89 Налогового кодекса, которая регламентирует проведение выездной проверки, четко указано, что ВНП проводится в помещении налогоплательщика. Под помещением налогоплательщика понимается в первую очередь его юридический адрес. Если налогоплательщик не может предоставить помещение, стол и стул налоговому инспектору, в таком случае ВНП должна проводиться на территории налогового органа, то есть в ИФНС.
Какие аргументы не остановят налоговиков
Отказ арендодателя принимать на своей территории выездную проверку компании-арендатора, сложная пропускная система – это не аргументы для объяснения невозможности принять инспекторов в арендуемом офисе, поскольку существует ответственность за недопуск налоговиков в проверяемую организацию.
Зачастую инспектору не помешают и отговорки относительно комфортабельного места для осуществления проверки – даже если в офисе нет стола и стула, и налогоплательщик их не предоставил, по большому счету, инспектору ничто не запрещает посещать это помещение (т.е. юридический адрес налогоплательщика) с целью проведения, например, осмотра, выемки документов.
«Помещением налогоплательщика» также может выступать склад, обособленное подразделение либо иное помещение, которое налогоплательщик может предоставить для проведения проверки. Но тут все просто: эти «подразделения» являются частью компании, поэтому ИФНС соглашается прийти с проверкой на склад, а не в головной офис, если там хранятся документы.
Однако присутствие ревизоров в любых помещениях, принадлежащих проверяемой организации, нередко невыгодно для компании. Поскольку в этом случае налоговики получают доступ не только к документам, но и невольно становятся свидетелями рабочего процесса. Тем самым они могут выявить существенные ошибки в деятельности и учете налогоплательщика, которые невозможно установить, изучая только «бумажки» – отчетность и «первичку». Кроме того, зачастую помещения проверяемой компании настолько малы, что, предоставляя место проверяющим, приходится приостанавливать работу части сотрудников.
Иных вариантов, кроме как проверка в помещении компании или непосредственно в налоговой, статья 89 не предлагает. Между тем, есть способ вывести выездную проверку за пределы проверяемой организации и одновременно избежать проверки в ИФНС, где инспектор ощущает себя вершителем судеб налогоплательщиков.
Выездная проверка налогоплательщиков, которые обслуживаются в аутсорсинговой компании, может проходить на территории бухгалтерской фирмы.
Выездная проверка компании в офисе бухгалтерской фирмы
Если налогоплательщик не может предоставить помещение по своему юридическому адресу, он может предложить проведение проверки по месту нахождения документов. Такое право нигде не прописано, вместе с тем, если налогоплательщик докажет факт того, что данное помещение является точно так же его территорией, и в нем есть все условия для проведения налоговой проверки, то ИФНС может согласиться на такой вариант.
Важно!
Инспекция может заявить, что «офис проверки» не совпадает с уставным адресом налогоплательщика. Но в налоговом кодексе не сказано о необходимости подобного совпадения. Так что проверка и в офисе, арендованном у провайдера, возможна.
Итак, что надо сделать, чтобы подтвердить, что офис аутсорсинговой компании является территорией налогоплательщика?
- Заключить с аутсорсером договор об ответственном хранении документов
Все это можно сделать в рамках договора на бухгалтерское обслуживание, где аутсорсер возьмет на себя обязательства по хранению первичных документов.
В договоре (или доп. соглашении к основному договору на бухсопровождение) необходимо прописать, что за клиентом (проверяемой компанией) резервируется помещение. Причем не какое-то абстрактное «помещение для хранения документов», а конкретный кабинет, полки, – чтобы у инспектора не было оснований туда зайти и искать документы по полкам, где находятся документы и других клиентов.
Назовем это помещение – синяя переговорная. Доступа в синюю переговорную у инспектора нет, потому что это территория другой организации, и войти туда он может только по согласованию с собственником и арендатором помещения.
Важно!
Помещение, которое арендуется для хранения документов, принадлежит бухгалтерской фирме. Инспекторы не имеют доступ в это помещение!
- Заключить с бухгалтерской фирмой договор аренды
Налогоплательщик с провайдером могут составить договор аренды. По нему налогоплательщик имеет право использовать помещение провайдера в качестве офиса, где будут проходить выездные проверки. Тогда он вправе направить инспекцию в это помещение (естественно, предоставив инспекции налоговые и бухгалтерские документы).
Назовем это помещение – красная переговорная. Она предназначена для приема посетителей, в том числе налоговиков.
Комната для приема посетителей в офисе аутсорсера – а почему бы и нет?
Речь не только об инспекторах, проводящих выездную проверку. Данное помещение необходимо на тот случай, если клиенту аутсорсинговой компании потребуется изучить свои же документы. Где он их будет изучать? А так у него есть помещение, в которое он приходит, когда ему требуется. При этом штатных сотрудников у него по этому адресу нет. Поскольку рабочих мест нет, то нет необходимости открывать обособленное подразделение.
Важно!
Договор аренды заключается «задним» числом – как доказательство того, что документы находились в офисе аутсорсинговой компании в течение определенного периода времени, а не были «эвакуированы» туда в срочном порядке накануне прихода выездной проверки.
- Выделить человека для сопровождения проверяющих
Чтобы инспекторы не бесчинствовали, в помещении с налоговиками должен постоянно находиться человек – либо со стороны компании-аутсорсера, либо со стороны проверяемой организации. Он будет следить, чтобы налоговики не слонялись по кабинетам, не брали первые попавшиеся под руку документы. Этот человек будет по запросу инспекторов приносить им документы.
***
Итак, на выездной проверке инспектор (или группа проверяющих) размещаются в помещении, арендованном у бухгалтерской фирмы – красной переговорной. На основании договора об ответственном хранении все документы проверяемой компании находятся на стеллажах в синей переговорной – помещении, принадлежащем бухгалтерской фирме.
По запросу проверяющий секретарь или другое лицо, уполномоченное проверяемой организацией, зайдет в синюю переговорную, найдет нужный документ и принесет в красную переговорку – для ознакомления инспекторов.
Плюсы проведения проверки на территории аутсорсинговой компании
- Если представитель аутсорсинговой компании будет сопровождать выездную налоговую проверку своего клиента, то налоговикам будут выданы только те документы, которые инспекторы в силу своих полномочий обязаны будут увидеть. Они вряд ли получат документы, которые предоставлять не требуется, либо которые могут навредить клиенту.
- В ходе осмотра или выемки полномочия инспектора будут распространяться только на тот кабинет, где он находится физически. Он не сможет пойти в соседнюю комнату, покопаться в документах и вынести все понравившиеся ему папки с документами.
- Привязка к рабочему времени организации, а не налоговой инспекции – инспектор может находиться на территории аутсорсинговой копании только в ее рабочие часы (например, с 9.00 до 18.00 и ни минутой больше)
Недостатки вынесения выездной проверки за рамки офиса проверяемой организации
- Проверка документов «с пристрастием»
Компания находится в бизнес-центре, а ее руководитель утверждает, что не в состоянии принять инспектора по юридическому адресу. Очевидно, что у проверяющих сразу возникнет вопрос: почему налогоплательщик не хочет проводить проверку на своей территории, если визуально площади ему позволяют? Не исключено, что это станет причиной предвзятого отношения к проверяемой компании, а инспекторы будут с утроенным рвением изучать документы и выискивать схемы, подозревая, что налогоплательщику есть что скрывать.
- Необходимость согласования «нетрадиционной» проверки с ИФНС
Проведение проверки вне офиса компании надо согласовывать не только с инспектором, который проводит проверку, но и с руководством инспекции, потому что такие разъезды неизбежно повлекут за собой дополнительные расходы инспекции (читай – государства) на проезд работников, проживание (если инспекторам предстоит выезд в другой город или регион) и т.п.
- Обыски и выемка у аутсорсера – возможны
Если будет возбуждено уголовное дело, и у правоохранительных органов будут основания полагать, что документы, хранящиеся в бухгалтерской фирме, являются доказательством совершения преступления, полиция может беспрепятственно прийти с обыском в компанию, где обслуживается налогоплательщик. Это будет выемка или обыск в рамках возбужденного дела либо на стадии следствия по решению суда.
***
Итак, если налогоплательщик в однозначном порядке отказывает в предоставлении помещения, налоговый орган выносит решение о проведении проверки в инспекции. Однако, если налогоплательщик докажет, что у него есть иное помещение, где хранятся документы, и на этих площадях он может принять проверяющих, то в таком случае бороться с такой просьбой инспекторам будет сложно.
Подпишитесь на обновления блога