WiseAdvice WiseAdvice
собственнику 8 минут на прочтение
Проверено на актуальность

Выездная проверка вне офиса: есть ли смысл принимать налоговиков за пределами компании?

Вадим Чимидов

Автор: Вадим Чимидов руководитель Департамента налоговой практики и арбитражных споров (WiseAdvice Consulting Group)

По общему правилу выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика или в самой ИФНС. Третьего законом не дано. Но мы знаем про этот секретный третий вариант: прием выездной проверки в офисе компании – провайдера бухгалтерский услуг. О плюсах и минусах выездной проверки в офисе аутсорсера читайте в нашей статье.

В статье 89 Налогового кодекса, которая регламентирует проведение выездной проверки, четко указано, что ВНП проводится в помещении налогоплательщика. Под помещением налогоплательщика понимается в первую очередь его юридический адрес. Если налогоплательщик не может предоставить помещение, стол и стул налоговому инспектору, в таком случае ВНП должна проводиться на территории налогового органа, то есть в ИФНС.

Какие аргументы не остановят налоговиков

Отказ арендодателя принимать на своей территории выездную проверку компании-арендатора, сложная пропускная система – это не аргументы для объяснения невозможности принять инспекторов в арендуемом офисе, поскольку существует ответственность за недопуск налоговиков в проверяемую организацию.

Зачастую инспектору не помешают и отговорки относительно комфортабельного места для осуществления проверки – даже если в офисе нет стола и стула, и налогоплательщик их не предоставил, по большому счету, инспектору ничто не запрещает посещать это помещение (т.е. юридический адрес налогоплательщика) с целью проведения, например, осмотра, выемки документов.

«Помещением налогоплательщика» также может выступать склад, обособленное подразделение либо иное помещение, которое налогоплательщик может предоставить для проведения проверки. Но тут все просто: эти «подразделения» являются частью компании, поэтому ИФНС соглашается прийти с проверкой на склад, а не в головной офис, если там хранятся документы.

Однако присутствие ревизоров в любых помещениях, принадлежащих проверяемой организации, нередко невыгодно для компании. Поскольку в этом случае налоговики получают доступ не только к документам, но и невольно становятся свидетелями рабочего процесса. Тем самым они могут выявить существенные ошибки в деятельности и учете налогоплательщика, которые невозможно установить, изучая только «бумажки» – отчетность и «первичку». Кроме того, зачастую помещения проверяемой компании настолько малы, что, предоставляя место проверяющим, приходится приостанавливать работу части сотрудников.

Иных вариантов, кроме как проверка в помещении компании или непосредственно в налоговой, статья 89 не предлагает. Между тем, есть способ вывести выездную проверку за пределы проверяемой организации и одновременно избежать проверки в ИФНС, где инспектор ощущает себя вершителем судеб налогоплательщиков.

Выездная проверка налогоплательщиков, которые обслуживаются в аутсорсинговой компании, может проходить на территории бухгалтерской фирмы.

Выездная проверка компании в офисе бухгалтерской фирмы

Если налогоплательщик не может предоставить помещение по своему юридическому адресу, он может предложить проведение проверки по месту нахождения документов. Такое право нигде не прописано, вместе с тем, если налогоплательщик докажет факт того, что данное помещение является точно так же его территорией, и в нем есть все условия для проведения налоговой проверки, то ИФНС может согласиться на такой вариант.

Важно!

Инспекция может заявить, что «офис проверки» не совпадает с уставным адресом налогоплательщика. Но в налоговом кодексе не сказано о необходимости подобного совпадения. Так что проверка и в офисе, арендованном у провайдера, возможна.

Итак, что надо сделать, чтобы подтвердить, что офис аутсорсинговой компании является территорией налогоплательщика?

  • Заключить с аутсорсером договор об ответственном хранении документов

Все это можно сделать в рамках договора на бухгалтерское обслуживание, где аутсорсер возьмет на себя обязательства по хранению первичных документов.

В договоре (или доп. соглашении к основному договору на бухсопровождение) необходимо прописать, что за клиентом (проверяемой компанией) резервируется помещение. Причем не какое-то абстрактное «помещение для хранения документов», а конкретный кабинет, полки, – чтобы у инспектора не было оснований туда зайти и искать документы по полкам, где находятся документы и других клиентов.

Назовем это помещение – синяя переговорная. Доступа в синюю переговорную у инспектора нет, потому что это территория другой организации, и войти туда он может только по согласованию с собственником и арендатором помещения.

Важно!

Помещение, которое арендуется для хранения документов, принадлежит бухгалтерской фирме. Инспекторы не имеют доступ в это помещение!

  • Заключить с бухгалтерской фирмой договор аренды

Налогоплательщик с провайдером могут составить договор аренды. По нему налогоплательщик имеет право использовать помещение провайдера в качестве офиса, где будут проходить выездные проверки. Тогда он вправе направить инспекцию в это помещение (естественно, предоставив инспекции налоговые и бухгалтерские документы).

Назовем это помещение – красная переговорная. Она предназначена для приема посетителей, в том числе налоговиков.

Комната для приема посетителей в офисе аутсорсера – а почему бы и нет?

Речь не только об инспекторах, проводящих выездную проверку. Данное помещение необходимо на тот случай, если клиенту аутсорсинговой компании потребуется изучить свои же документы. Где он их будет изучать? А так у него есть помещение, в которое он приходит, когда ему требуется. При этом штатных сотрудников у него по этому адресу нет. Поскольку рабочих мест нет, то нет необходимости открывать обособленное подразделение.

Важно!

Договор аренды заключается «задним» числом – как доказательство того, что документы находились в офисе аутсорсинговой компании в течение определенного периода времени, а не были «эвакуированы» туда в срочном порядке накануне прихода выездной проверки.

  • Выделить человека для сопровождения проверяющих

Чтобы инспекторы не бесчинствовали, в помещении с налоговиками должен постоянно находиться человек – либо со стороны компании-аутсорсера, либо со стороны проверяемой организации. Он будет следить, чтобы налоговики не слонялись по кабинетам, не брали первые попавшиеся под руку документы. Этот человек будет по запросу инспекторов приносить им документы.

***

Итак, на выездной проверке инспектор (или группа проверяющих) размещаются в помещении, арендованном у бухгалтерской фирмы – красной переговорной. На основании договора об ответственном хранении все документы проверяемой компании находятся на стеллажах в синей переговорной – помещении, принадлежащем бухгалтерской фирме.

По запросу проверяющий секретарь или другое лицо, уполномоченное проверяемой организацией, зайдет в синюю переговорную, найдет нужный документ и принесет в красную переговорку – для ознакомления инспекторов.

Плюсы проведения проверки на территории аутсорсинговой компании

  1. Если представитель аутсорсинговой компании будет сопровождать выездную налоговую проверку своего клиента, то налоговикам будут выданы только те документы, которые инспекторы в силу своих полномочий обязаны будут увидеть. Они вряд ли получат документы, которые предоставлять не требуется, либо которые могут навредить клиенту.
  2. В ходе осмотра или выемки полномочия инспектора будут распространяться только на тот кабинет, где он находится физически. Он не сможет пойти в соседнюю комнату, покопаться в документах и вынести все понравившиеся ему папки с документами.
  3. Привязка к рабочему времени организации, а не налоговой инспекции – инспектор может находиться на территории аутсорсинговой копании только в ее рабочие часы (например, с 9.00 до 18.00 и ни минутой больше)

Недостатки вынесения выездной проверки за рамки офиса проверяемой организации

  • Проверка документов «с пристрастием»

Компания находится в бизнес-центре, а ее руководитель утверждает, что не в состоянии принять инспектора по юридическому адресу. Очевидно, что у проверяющих сразу возникнет вопрос: почему налогоплательщик не хочет проводить проверку на своей территории, если визуально площади ему позволяют? Не исключено, что это станет причиной предвзятого отношения к проверяемой компании, а инспекторы будут с утроенным рвением изучать документы и выискивать схемы, подозревая, что налогоплательщику есть что скрывать.

  • Необходимость согласования «нетрадиционной» проверки с ИФНС

Проведение проверки вне офиса компании надо согласовывать не только с инспектором, который проводит проверку, но и с руководством инспекции, потому что такие разъезды неизбежно повлекут за собой дополнительные расходы инспекции (читай – государства) на проезд работников, проживание (если инспекторам предстоит выезд в другой город или регион) и т.п.

  • Обыски и выемка у аутсорсера – возможны

Если будет возбуждено уголовное дело, и у правоохранительных органов будут основания полагать, что документы, хранящиеся в бухгалтерской фирме, являются доказательством совершения преступления, полиция может беспрепятственно прийти с обыском в компанию, где обслуживается налогоплательщик. Это будет выемка или обыск в рамках возбужденного дела либо на стадии следствия  по решению суда.

***

Итак, если налогоплательщик в однозначном порядке отказывает в предоставлении помещения, налоговый орган выносит решение о проведении проверки в инспекции. Однако, если налогоплательщик докажет, что у него есть иное помещение, где хранятся документы, и на этих площадях он может принять проверяющих, то в таком случае бороться с такой просьбой инспекторам будет сложно.



Темы
собственнику консалтинг истории из практики налоговые проверки
false
Заказ обратного звонка

Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Оставить заявку

Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных