Важные для иностранных компаний изменения налогового законодательства России
Международный обмен информацией – возможные последствия с точки зрения ответственности за налоговые правонарушения Что это на самом деле может означать для иностранных компаний, работающих в России? Ответственность за нарушение налогового законодательства Уголовная ответственность Прочие риски работы без регистрации в РФ
Пожалуй, самым существенным новшеством для компаний, работающих в различных странах и в том числе в России («международные» компании), станет запланированное уже в ближайшем будущем введение в действие ряда правовых норм, которые должны противодействовать противозаконной международной налоговой оптимизации.
Международный обмен информацией – возможные последствия с точки зрения ответственности за налоговые правонарушения
В октябре 2015 года совместный проект стран-участниц ОЭСР и G20 по противодействию сокращению налоговых доходов и перемещению прибыли в страны с более низким уровнем налогообложения (известный как план BEPS) представил конкретные рекомендации в борьбе против международной налоговой оптимизации. Среди прочего, эти меры будут преследовать цели укрепления прозрачности налогообложения компаний, действующих на международном уровне, и сократить дефицит информации для налоговых органов различных стран, в которых эти компании работают.
Внесение в Госдуму законопроекта «О внесении изменений в первую часть налогового кодекса Российской Федерации в связи с введением международного автоматического обмена финансовой информацией и документов для международных корпоративных групп» означает, что Россия как государство приступила к реальному осуществлению вышеупомянутых рекомендаций.
В дополнение к уже известным новшествам в части установления правил контроля трансфертного ценообразования (отчетности по странам, предоставления локальных и глобальных данных и т. д.) изменения законодательства содержат и иные, несколько менее «разрекламированные» нововведения, которые, однако, будут иметь не менее далеко идущие последствия для бизнеса в России.
Начать следует с того, что закладываются правовые основы для предоставления налоговым органам различных государств возможности обмениваться данными налогоплательщиков автоматически, без подачи отдельных запросов в каждом конкретном случае. У налоговиков появится право привлекать зарубежных коллег для участия в мерах налогового контроля (например, налоговых проверок) на территории своей страны.
Далее, устанавливаются обязанности для российских «предприятий финансового рынка», таких, как банки, страховые компании, брокеры фондового рынка, по сбору данных о своих иностранных клиентах и их финансовых операциях и доведению этих данных до российских налоговых органов в автоматическом режиме. Ожидается, что «зеркальные» обязанности по информированию своих национальных налоговых служб будут возложены на иностранные финансовые учреждения в отношении счетов и активов российских резидентов (включая граждан, то есть физических лиц) в странах-партнерах. Эти данные будут затем автоматически передаваться налоговым органам стран резидентства (постоянного местонахождения) владельцев счетов и финансовых активов.
Таким образом, в течение 2017 года в России ожидается создание правовой нормативной базы на национальном уровне, которая позволит приступить к внедрению осуществления автоматического обмена налоговой и финансовой информацией в соответствии с разработанными на международном уровне стандартами CRS.
Техрегламент для налоговиков всех стран
Помимо формирования вышеупомянутой правовой базы Российской Федерацией уже предприняты шаги в направлении практического осуществления вышеупомянутых мер. В сентябре прошлого года было подписано международное соглашение об обмене налоговой информацией (MCAA), которое должно стать «техническим» регламентом для международного обмена информацией между налоговыми органами различных стран.
Россия приступит к международному обмену информацией в 2018 году. Пожалуйста, обратите внимание, что первым налоговым периодом, данные за который будут предоставляться автоматически, стал 2017 год.
Что это на самом деле может означать для иностранных компаний, работающих в России?
А означать это будет, что некоторые активно использовавшиеся до настоящего времени иностранными компаниями бизнес-модели для деятельности в России могут полностью утратить свою привлекательность.
Рассмотрим в этой связи в качестве примеров две следующие стратегии, которые связаны с уходом от регистрации в налоговых органах России иностранных лиц, занимающихся бизнесом на ее территории.
Одна такая стратегия состоит в том, что в рамках группы компаний (взаимосвязанных друг с другом) вся деятельность участников такой группы в России официально проводится через единственное юридическое лицо, которое регистрируется в России и отчитывается перед ее налоговыми органами.
Деятельность всех прочих участников группы компаний «маскируется» под деятельностью этого лица, рассматриваемого внутри группы как «специальное подразделение для реализации проектов в России». Например, в штат такой компании зачисляются специалисты (в т. ч. иностранные), которые на самом деле не занимаются задачами ее профильного бизнеса, а работают только на своих «истинных» работодателей, успешно избегающих регистрации в налоговых органах России.
Конечно, сама по себе такая модель ведения дел еще не является нарушением закона. Но для ее безупречного функционирования необходимо разработать и безошибочно выполнять определенные внутренние правила по точному учету всех затрат такой компании раздельно по собственным проектам и по задачам, выполняемым для «родственных» предприятий бенефициаров такой деятельности.
А также по возмещению этих затрат (выплате доходов) со стороны этих бенефициаров. Что делает эту модель мало привлекательной в глазах тех недальновидных руководителей, которые хотят любыми путями избежать обязанности ведения якобы «сложной и непонятной» российской бухгалтерии по каждому из видов деятельности группы в нашей стране.
Важно!
Новые методы налогового администрирования, опирающиеся на международный обмен налоговыми данными, позволят российским налоговым органам в будущем идентифицировать деятельность российского налогоплательщика в интересах каждой отдельно связанной с ним зарубежной компании, не имеющей собственной налоговой регистрации в России.
Вторая группа риска касается иностранных компаний, которые нанимают российских граждан (резидентов) для постоянной работы по представлению их интересов в России вообще без предусмотренной в таких случаях для юридических лиц регистрации (постановки на учет) своих отделений либо дочерних компаний. Как правило, соответствующее вознаграждение таким работникам выплачивается на их счета за пределами России.
После того, как информация об иностранных счетах граждан России станет доступной российским налоговым органам в упрощенном порядке (начиная с данных об операциях по таким счетам в 2017 году), доказать незарегистрированную деятельность таких иностранных компаний в России будет несложно. Особенно, если подтвердится факт наличия трудовых отношений между компанией и ее российским представителем.
С учетом полной готовности описанных выше механизмов международного обмена информацией компании, которые используют вышеупомянутые бизнес-модели для работы в России, столкнутся с очень высокой вероятностью привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства.
Ответственность за нарушение налогового законодательства
Обязанность иностранной организации встать на учет в российских налоговых органах в связи с осуществлением ею деятельности в Российской Федерации вытекает из пункта 1 статьи 83 Налогового Кодекса РФ и приказа министерства финансов РФ от 30 сентября 2010 г. № 117н (с учетом особенностей, установленных в письме Минфина России от 18.02.2011 N ПА-4 6/2688 @).
Согласно приказу министерства финансов РФ № 117н иностранной организации необходимо встать на учет в российской налоговой инспекции, если она ведет здесь деятельность через т. н. «постоянное представительство» (постоянное место ведения бизнеса, англ. “permanent establishment”).
«Постоянность» места деятельности по мнению российской налоговой службы определяется фактором присутствия сотрудников в этом месте в течение более чем 30 дней в календарном году (30-дневный срок определяется по совокупному подсчету!), или планами компании делать бизнес, требующий такого присутствия. Критерии «постоянного представительства» определены, в частности, в ст. 306 НК РФ.
Постановка на учет должна быть сделана не позднее, чем через 30 календарных дней после начала деятельности путем создания постоянного места ведения бизнеса в России. Более поздняя регистрация наказывается штрафом в размере 10 000 рублей.
Прямое игнорирование этой обязанности считается значительным налоговым правонарушением и в соответствии со статьей 116 НК РФ наказывается серьезным штрафом в размере до 10% от доходов, полученных в России (штраф в любом случае не может быть менее 40 000 руб.).
Для расчета штрафа учитывается доход иностранной компании от ее деятельности в России, полученный за период, прошедший с момента возникновения обязанности встать на учет (как сказано выше, этот момент не может быть не позднее 30 дней после начала регулярной деятельности).
Российские юридические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах автоматически при государственной регистрации факта их создания.
Одновременно и независимо от вышеупомянутого наказания отсутствие налоговой регистрации в России является основанием для доначисления налогов. В этом случае компетентные российские органы власти могут принять следующие меры:
Путем проведения всеобъемлющего налогового контроля деятельности компании-нарушителя (с технической точки зрения возможно в том числе эффективно получить информацию в результате перекрестных проверок поставщиков/подрядчиков или клиентов) оценивается общая сумма налогов, подлежащих уплате за время деятельности без регистрации в налоговых органах. В России налоговики могут для этого использовать рыночные цены для аналогичных товаров, работ или услуг. Этот метод используется, если базу для налогов невозможно рассчитать по данным учета у самого налогоплательщика.
Помимо доначисления налогов стоит упомянуть и иные возможные меры наказания нерадивых налогоплательщиков. Штрафы зависят от суммы невыплаченных налогов и составляют в соответствии со статьей 122 Налогового кодекса 20% от неуплаченной суммы налога – в случае неуплаты налога по ошибке, и 40% от неуплаченной суммы налога, если будет доказана намеренная неуплата.
Кроме того, статьей 119 НК РФ предусмотрено отдельное наказание за неподачу налоговых деклараций, если обязанность по предоставлению налоговых деклараций была обусловлена характером экономической деятельности предприятия. Например, если предприятие не может пользоваться в России специальными налоговыми режимами (УСН, ЕНВД и т. п.) и продает здесь товары и услуги, облагаемые НДС, то оно обязано сдавать ежеквартальные расчеты НДС путем предоставления соответствующих деклараций налоговым органам.
Если нанимаются на работу люди или с ними заключаются гражданско-правовые договоры (например, подряда), то предприятие обязано предоставлять налоговым органам расчет выплаченного им дохода, подоходного налога и взносов на обязательное социальное обеспечение (пенсионное, медицинское и социальное страхование).
Сумма финансовых санкций за каждую не предоставленную вовремя декларацию составит 5% от подлежащего на уплате по этой декларации налога за каждый месяц просрочки. Правда, эта ответственность имеет максимальное ограничение – не более 30% от суммы соответствующего налога.
Нанимая российских граждан на работу в России, как российская, так и иностранная компания выступает в качестве налогового агента относительно подоходного налога и социальных взносов, которые должны уплачиваться за таких работников. За неудержание и неуплату таких налогов налоговый агент несет ответственность в соответствии со статьей 123 НК РФ в виде штрафа (20% от неудержанного либо неуплаченного налога). Это наказание, разумеется, применяется помимо взимания с виновника оплаты всей суммы соответствующего налога, включая проценты за просрочку.
В дополнение к этому следует отметить, что статья 120 Налогового кодекса РФ предусматривает еще и ответственность за грубое нарушение правил учета затрат и доходов в учете налогоплательщика. Первоначальный проступок наказывается штрафом в размере 10 000 рублей, за повторное нарушение в течение года нужно будет заплатить 30 000 руб. Если это нарушение повлекло за собой сокращение налоговой базы, ответственность может возрасти до 20% от суммы неуплаченного налога (но не менее 40 000 рублей).
Еще одно грубое нарушение может получиться в результате невыполнения требований статьи 9 российского Закона о бухгалтерском учете, включая учет деловых операций, не имеющих реальной хозяйственной цели, или операций по недостоверным документам (в первую очередь, по документам, составленным для оформления так называемых мнимых и притворных сделок). Такой вывод может быть сделан контролирующими органами, например, при обнаружении попытки выдать сделки по продаже определенных товаров либо услуг иностранной компанией за сделки ее российского дочернего предприятия путем формального составления соответствующих бухгалтерских документов.
Вышеупомянутое грубое нарушение правил, установленных законом о бухгалтерском учете, также порождает личные последствия для совершившего это нарушение должностного лица в виде административного штрафа согласно статье 15.11 Кодекса об административных правонарушениях. Первоначальный проступок наказывается штрафом от 5 000 руб. до 10 000 руб., повторное совершение этого правонарушения карается санкцией в размере от 10 000 до 20 000 руб. Освобождение от ответственности допускается только в том случае, если грубая ошибка в налоговой отчетности исправляется самостоятельно при условии уплаты соответствующих налоговых санкций.
«Личная» ответственность касается «ответственных должностных лиц» в соответствии с российским законодательством. Следует отметить, что рамки этого определения довольно эластичные, в зависимости от различных обстоятельств ими могут быть как работники, непосредственно отвечавшие за создание документов по сделке, так и руководители вплоть до главного бухгалтера и генерального директора (англ. CEO) компании.
Уголовная ответственность
Все описанные выше меры административного воздействия к компаниям-нарушителям, которые могут применяться в том числе в случае выявления хозяйственной деятельности без должной регистрации в налоговых органах, органично дополняет уголовная ответственность, к которой могут быть привлечены в первую очередь руководитель (генеральный или управляющий директор), но также и другие сотрудники компании-нарушителя при обнаружении преднамеренных действий с их стороны, направленных на уменьшение уплаты налогов.
В соответствии со статьей 199 Уголовного кодекса РФ неподача налоговых деклараций и других документов, которые должны представляться в соответствии с налоговым законодательством в налоговую инспекцию, если целью этой неподачи является избежание уплаты налогов, образует состав преступления: уклонение от уплаты налогов.
При подозрении в совершении уклонения от уплаты налогов российские налоговые органы имеет право передать дело для дальнейшего рассмотрения полиции (подразделению по расследованию экономических преступлений). Уголовная ответственность для руководителя компании (а в некоторых случаях, и для других лиц, таких, как например, главный бухгалтер, или наделенный правом заключения сделок представитель компании, действующий без должной регистрации в налоговом органе) согласно правилам статьи 199 Уголовного кодекса Российской Федерации наступает в случае, если преднамеренно неуплаченная сумма причитающихся к уплате налогов превышает 15 млн рублей в течение трехлетнего периода (имеются в виду три следующих друг за другом финансовых года).
Этот предел снижается всего лишь до 5 млн рублей, если скрытая от казны сумма составляет более 25% от общей суммы налогов и сборов, которые подлежали уплате налогоплательщиком за проверяемый период времени.
Если вина доказана, человек наказывается штрафом от 100 тыс. до 300 тыс. рублей или изъятием в доход государства заработной платы или иного дохода преступника на период от 1 до 2 лет или принудительными работами на срок от 1 до 2 лет или лишением свободы на срок до двух лет (в обоих последних случаях может применяться запрет на занятие виновником определенных должностей в российских организациях или занятие определенными видами профессиональной деятельности на срок до 3 лет).
Это преступление, совершенное по предварительному сговору группой лиц (так называемое «групповое» преступление) или повлекшее за собой уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере, квалифицируется по части 2 статьи 199 УК РФ и наказывается намного строже.
К сведению
Особо крупным размером считается сумма неуплаченных налогов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 15 млн рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 45 млн рублей.
При вышеуказанных обстоятельствах виновное лицо наказывается штрафом в размере от 200 тыс. до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет. Возможно также наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Освобождение от уголовной ответственности для лиц, совершивших преступление в виде уклонения от уплаты налогов, предусмотрено только для случаев, когда такое преступление совершено впервые и при этом в бюджет полностью уплачены суммы причитающихся налогов и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Прочие риски работы без регистрации в РФ
В силу естественных ограничений, вызванных форматом статьи, мы рассмотрели здесь только те последствия коммерческой деятельности в России, осуществляемой без предусмотренной законом регистрации в налоговых органах, которые связаны с применением санкций за нарушение налогового законодательства. Предметом нашего обзора не являлись иные риски, возникающие у нарушителей (риски гражданско-правового характера из потенциального оспаривания заключенных сделок контрагентами, репутационные риски, и т. д.)
Особо следует выделить риски для компаний, осуществляющих деятельность в определенных странах, предъявляющих строгие требования к законности всех операций предприятия по всему миру. Последнее – требование соблюдать т. н. комплайенс-правила, очень важно для компаний, работающих, например, на рынке США.
Однако, по нашему мнению, даже перечисленных в этой статье негативных последствий вполне хватает, чтобы разумный руководитель компании, действующей в международном масштабе, принял правильное решение и не стал искушать судьбу в поисках сомнительной экономии (под которой, в первую очередь, понимается даже не экономия на собственно регистрационных действиях, а нежелание тратить деньги на ведение учета и составление отчетности в России).
Эта экономия эфемерна, так как те несколько тысяч евро в месяц, в которые обойдется качественный налоговый учет в России – и это при большом объеме хозяйственных операций – не идут ни в какое сравнение с тяжкими санкциями, грозящими нарушителям при выявлении «неучтенных» деловых операций. Ссылка на незнание закона от ответственности не освобождает от ответственности, точно так же как и совершенное добровольно (до проверки уполномоченными государственными органами) признание в совершенном правонарушении. Платить штрафы все равно придется.
А вероятность обнаружения недобросовестных налогоплательщиков, пользующихся для снижения своих затрат возможностями произвольного перераспределения доходов и расходов между взаимосвязанными компаниями, зарегистрированными в различных странах, становится неизмеримо выше по мере «ввода в эксплуатацию» мер из плана международного сотрудничества налоговых администраций, кратко именуемого BEPS. В этом основное отличие дня сегодняшнего от дня вчерашнего с точки зрения налоговой безопасности бизнеса.
Подпишитесь на обновления блога