О том, как призрачный бухучет сделал призраком фирму
Нередко при общении с будущими клиентами я сталкиваюсь с ситуацией, когда владельцы бизнеса не видят в качественном ведении учета особой ценности. Они не готовы платить за бухучет адекватную стоимость, и из соображений экономии поручают его даже не штатному, а приходящему бухгалтеру.
При этом собственники или генеральные директора могут годами не лезть в работу бухгалтерии. Сдается отчетность государству – уже хорошо. Не возникает претензий у налоговых органов – вообще прекрасно.
В моей практике был показательный случай, когда отсутствие качественного учета стало одной из причин краха компании. Причем речь не о маленькой фирме с сомнительными оборотами, а об успешном семейном бизнесе с годовой выручкой под 1 млрд рублей!
На протяжении 4-х лет эта компания занималась обслуживанием сельхозпредприятий. Как это часто бывает, бизнес держался на личной харизме и исключительных деловых связях главы компании. Дела шли прекрасно. Бухучет вел приходящий бухгалтер, который 3 раза в месяц исправно появлялся в офисе.
На голубом глазу глава компании каждый квартал вручал бухгалтеру солидную сумму для оплаты его «договоренностей» с налоговой инспекцией, чтобы к отчетности компании не было никаких претензий.
Естественно, само содержание этой отчетности директора не сильно волновало, поскольку даже в управленческих целях данные учета он не использовал: ему и так все было ясно.
Проблемы начались после внезапной смерти владельца бизнеса (сердечный приступ).
За несколько месяцев большинство крупных контрактов, в подробности которых он никого не посвящал, сошли на нет.
У руля тонущей компании встали родственники, которые не очень понимали, что и как им делать.
В этот тяжелый для компании момент нас пригласили проанализировать состояние учета и проштудировать бухгалтерскую базу, чтобы понять текущую выручку компании, наличие дебиторки, кредиторки и пр.
Это было особенно важно, поскольку в команду готовы были влиться серьезные инвесторы: они хотели владеть достоверной информацией, чтобы решить – стоит ли им вкладывать время и деньги в этот еще недавно успешный бизнес.
Представьте себе наше удивление, когда мы обнаружили, что в бухгалтерской базе нет ни-че-го. В ней были только данные об уставном капитале. Но не было отражено ни одной (!) хозяйственной операции за все годы работы!
В бухгалтерской базе были только данные об уставном капитале, но не было отражено ни одной хозяйственной операции. Для восстановления учета требовались время и деньги. Но ни того, ни другого у компании не было
При этом полки шкафов в бухгалтерском кабинете ломились от хаотично сваленной «первички» (стоит ли уточнять, что самого бухгалтера к тому моменту уже и след простыл).
Стало понятно, что учет нужно восстанавливать. Для этого требовались время и деньги. Но ни того, ни другого у компании не было.
Инвесторы хотели видеть цифры здесь и сейчас.
Налоговый инспектор, с которым бухгалтер фирмы перестал «договариваться», инициировал проверку, что сильно пошатнуло и без того шаткое финансовое положение компании. А ключевые кредиторы вскоре подали в суд для взыскания с фирмы долгов, после чего судебные приставы наложили арест на часть имущества компании.
Чем кончилась эта история? Несколько месяцев назад один из нынешних владельцев бизнеса поручил нам провести процедуру ликвидации юр.лица. Честное слово, с гораздо большим удовольствием мы оказали бы этой компании услуги по бухгалтерскому аутсорсингу.
С первого дня работы мы гарантировали бы владельцам бизнеса качественное ведение учета и идеальное состояние их бухгалтерской базы; консультировали бы их по безопасным способам снижения налогов; сами разбирались бы с претензиями ИФНС (если такие бы возникли)…
Мы много сделали бы важного и полезного для фирмы в рамках обслуживания.
Увы, наше сотрудничество так и не состоялось ☹
Подпишитесь на обновления блога
-
Как вывести деньги с ООО учредителю: законные способы
09 октября 2019
-
История о том, как бухгалтер подставил директора на 15 миллионов рублей
17 августа 2016
-
Бухгалтерский аутсорсинг: что это такое?
24 июня 2019