Аудиторский рынок в России

Отправить на почту

Понятие аудита
Кто обязан проходить аудит
История аудиторского рынка
Анализ рынка аудиторских услуг в РФ
Проблемы российского рынка аудиторских услуг
Рейтинг аудиторских компаний
Тенденции и направления развития аудита в РФ
Как пройти аудит без проблем

Аудиторская проверка является обязательной для многих компаний. Но даже те, кто не обязан ее проходить, нередко делают это добровольно или обращаются к аудиторам за консультацией по отдельным вопросам. Рассмотрим историю развития и перспективы аудиторского рынка в России.

Понятие аудита

Аудит вообще — это проверка деятельности компании. Если рассматривать это понятие в широком смысле, то анализу подвергается не только учет, но вообще все бизнес-процессы: производство, логистика, управление персоналом и т.п. Причем такую проверку могут проводить не только сторонние организации, но и сотрудники самой компании (внутренний аудит).

Но закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» определяет аудит именно как внешнюю проверку финансовой отчетности для подтверждения ее достоверности (п. 3 ст. 1). В дальнейшем будем использовать термин «аудит» именно в этом узком смысле.

Кто обязан проходить аудит

Условия для обязательного аудита установлены ст. 5 закона № 307-ФЗ. Критерии «обязательности» касаются разных аспектов бизнеса.

Проверку должны проходить организации, «отобранные» по следующим признакам:

  1. По организационно-правовой форме — акционерные общества.
  2. По способу привлечения капитала — те компании, чьи ценные бумаги торгуются на бирже.
  3. По виду деятельности — кредитные и другие финансовые организации, а также фонды и их управляющие компании.
  4. По масштабам бизнеса — организации с годовой выручкой, превышающей 400 млн руб., или стоимостью активов баланса, превышающей 60 млн. руб.
  5. По формату предоставления отчетности — те, кто сдают отчеты в консолидированном виде.

Важно отметить, что этот перечень является базовым, но список категорий юридических лиц, подпадающих под обязательный аудит, им не ограничивается.

Отдельными федеральными законами установлен обязательный аудит, например, для госкорпораций, застройщиков, привлекающих средства населения, саморегулируемых организаций и т.д.

История аудиторского рынка

Необходимость контроля за финансовой деятельностью была понятна людям еще в античные времена. Так, в Древнем Риме и Греции была налажена система контроля за расходами из казны, а также за крупными рабовладельцами и чиновниками высшего ранга.

Сам термин «аудит» (от латинского audit — слушание) появился в XII веке в Великобритании, а первый закон, регулирующий деятельность аудиторов, был принят в 1285 году.

Современный рынок аудита начал развиваться в той же Великобритании еще в 18-19 веках. Промышленный рост вызвал появление множества новых компаний, финансовую отчетность которых было необходимо проверять.

Анализ рынка аудиторских услуг в РФ

В современной России необходимость в аудите возникла при переходе к рыночной экономике. На первом этапе здесь преобладали крупнейшие зарубежные компании, стремившиеся освоить новый перспективный рынок.

Но во второй половине 90-х годов «на сцену» выходят и отечественные аудиторы. Таким образом, российский рынок аудита по сравнению с западным очень молод, его возраст — немногим более 20 лет.

Первые отечественные аудиторские компании появились в двух столицах. Эта тенденция сохранилась и до сих пор. В Москве сосредоточено более 1/3 фирм (34-35% за последние несколько лет), еще около 9% находятся в Санкт-Петербурге. Таким образом, на все остальные регионы приходится немногим более половины аудиторских организаций.

Кроме двух «столичных» федеральных округов, наибольшее количество аудиторов работает в Поволжье и Сибири.

В первые годы своего развития рынок аудита в РФ рос весьма интенсивно. Если в 2001 году его объем оценивался примерно в 5,5 млрд руб., то к 2008 году суммарная выручка российских аудиторских компаний превысила 50 млрд руб., т.е. выросла более чем в 9 раз.

Но после кризиса 2008 года началась стагнация и в дальнейшем статистика рынка аудита показывает, что ежегодные темпы роста не превышали 3-5%, т.е. «не дотягивали» даже до уровня инфляции.

А в 2017 году рынок «упал» и в абсолютных показателях (до 55,4 млрд руб.), чего не наблюдалось с 2010 года. Снижение по сравнению с предыдущим периодом составило 2,9%, причем интересно то, что «виноваты» в этом лидеры рынка — компании «большой четверки». Без их учета показатели 2017 года даже незначительно выросли по сравнению с 2016 годом (на 0,6%).

Проблемы российского рынка аудиторских услуг

Описанное выше состояние рынка аудита связано не только с общими кризисными явлениями в российской и мировой экономике, но и с проблемами аудиторской деятельности в РФ.

В первую очередь — это кадровый вопрос. Работа аудитора требует весьма высокой квалификации, а уровень дохода специалистов в последние годы оставляет желать лучшего.

Важно!

Заказчики аудиторских услуг зачастую выбирают компанию исключительно по ценовому критерию. Поэтому тем фирмам, которые хотят остаться на рынке, приходится демпинговать, а значит — они не имеют возможности платить своим сотрудникам достойное вознаграждение.

Также многих начинающих специалистов отпугивает и сложность сдачи квалификационного экзамена.

Кроме того, недостаточно разработана и методология аудиторской деятельности. На начальном этапе развития рынка ей не уделялось должного внимания, т.к. участники процесса были сосредоточены на создании и развитии новых компаний.

Но сейчас, когда первичный этап роста завершен, необходимо уделять больше внимания концептуальным вопросам.

Рейтинг аудиторских компаний

Рэнкинг ведущих аудиторских компаний РФ ежегодно публикует агентство RAEX. Первые строчки в нем традиционно занимают представители «большой четверки». В 2017 году их суммарная доля на рынке составила 46%.

Среди отечественных компаний, которые успешно конкурируют с мировыми лидерами, можно отметить БДО «Юникон». Эта организация работает с 1989 года, т.е. фактически является ровесницей аудиторского рынка в РФ.

Но специфика аудита такова, что здесь важны не только формальные экономические показатели, но и такой критерий, как деловая репутация. В октябре 2018 года совет по аудиторской деятельности (САД) дал актуальные разъяснения понятия репутации применительно к аудиту.

Для компаний, а также индивидуальных аудиторов, которые уже являются членами саморегулируемых организаций (СРО) к фактам, которые «чернят» репутацию, относятся:

  1. Причастность к даче заведомо ложного аудиторского заключения.
  2. Грубое нарушение правил независимости или кодекса этики два и более раза в течение трех лет.
  3. Уклонение от проверки, проводимой СРО или уполномоченным государственным органом.
  4. Исключение из реестра или из СРО (для физических лиц – руководство исключенными фирмами).
  5. Ущерб от некачественных аудиторских услуг, доказанный в суде.

Для тех аудиторских фирм или независимых специалистов, которые только собираются вступить в СРО, репутационные ограничения будут другими:

  • нарушения в сфере ведения бизнеса (в т.ч при банкротстве), финансов, налогов и сборов;
  • отказ в государственной регистрации по основаниям, порочащим деловую репутацию;
  • если руководитель организации уже был причастен к управлению компаниями, исключенными из СРО.

Важно отметить, что закон определяет безупречную деловую репутацию как одно из обязательных условий для приема в СРО. Но если организация или аудитор уже являются членами СРО, то «пятно» на репутации само по себе не является основанием для исключения (пункты 2 и 15 ст. 18 закона № 307-ФЗ).

Тенденции и направления развития аудита в РФ

В 2017 году была начата работа над законопроектом № 273179-7, который существенно реформирует правила ведения аудиторской деятельности в РФ.

Основные изменения следующие:

  1. Сужение круга лиц, подлежащих обязательному аудиту. Для этого предлагается повысить лимит по годовой выручке с 400 до 800 млн руб., а по активам баланса — с 60 до 200 млн. руб.
  2. Вводится понятие общественно-значимой организации (ОЗО). К ним относятся публичные акционерные общества, компании, чьи акции торгуются на бирже, госкорпорации и т.п. К аудиторским компаниям и специалистам, допущенным к проверке ОЗО, будут предъявляться повышенные требования — количество сотрудников, наличие у них единых аттестатов, стаж работы и т.п.
  3. Отдельно выделяются ОЗО на финансовом рынке. Контролировать аудиторов, проверяющих эту группу ОЗО, будет ЦБ РФ.

Согласно экспертным оценкам, предлагаемые поправки окажут на рынок двойственное влияние. С одной стороны — он уменьшится, за счет ухода мелких заказчиков и работавших с ними компаний. Но с другой стороны — повышение требований к качеству проверок и уровня внешнего контроля неизбежно заставит оставшихся игроков поднять цены.

В целом предлагаемые изменения должны привести к развитию рынка за счет повышения качества аудиторских услуг.

В настоящее время законопроект № 273179-7 готовится ко второму чтению.

Как пройти аудит без проблем

Руководству предприятия, проходящего проверку, не следует думать, что его заботы ограничены только выбором аудитора.

Немало работы будет и у бухгалтеров проверяемой компании. Вот лишь некоторые требования к содержанию финансовых документов, которые необходимо учесть при подготовке к аудиту:

  1. Нужно помнить, что проверке подлежит только бухгалтерская отчетность, т.е. баланс, отчет о финансовых результатах и обязательные приложения к ним. Дополнительную информацию о компании, не связанную с числовыми показателями отчетности, аудиторы не проверяют.
  2. Перед формированием отчетов следует провести инвентаризацию не только материальных активов, но и всех обязательств, включая оценочные. Дебиторскую задолженность по выданным авансам и кредиторскую законопроект № 273179-7 по полученной предоплате необходимо указать в балансе без НДС.
  3. Организации-экспортеры не должны вычитать из выручки суммы «вывозных» пошлин.
  4. Если компания строит новый объект на месте демонтированного, то в его первоначальную стоимость нужно включить оценочные обязательства, связанные с ликвидацией прежнего объекта.
  5. В пояснительной записке к отчетности должна быть раскрыта информация о существенных рисках, связанных с деятельностью организации. Они могут быть финансовыми, страновыми, репутационными и т.п. Везде, где это возможно, следует оценить степень риска в численных показателях.

Итак, подготовка к аудиторской проверке — весьма непростой процесс, требующий участия квалифицированных специалистов. Штатный бухгалтер компании, увы, далеко не всегда может учесть все нюансы, необходимые для того, чтобы проверяющие признали отчет достоверным.


Комментарии временно не доступны
false