Как списать НДС, не принятый к вычету
Последствия отказа в вычете НДС Если компания – не микропредприятие Как избежать отказов в вычетах
Принять НДС к вычету возможно при соблюдении ряда условий, прописанных в Налоговом кодексе. Но, как показывает практика, налоговики запросто находят повод для того, чтобы в вычете отказать. И тогда у компании возникает необходимость в списании НДС – суммы не принятого к вычету налога.
В каких случаях компании отказывают в вычетах, что делать в случае отказа и как в принципе не попадать в подобные ситуации – читайте в нашем материале.
Последствия отказа в вычете НДС
Когда компании приходят к нам на обслуживание, чаще всего мы обнаруживаем немалые суммы НДС, не принимаемого к вычету, по причине:
- недочетов в полученном от поставщика счете-фактуре;
- так называемого налогового разрыва – когда поставщик не отразил реализацию или аванс в своей книге продаж.
Чтобы оценить последствия отказа в вычете, достаточно вдумчиво посмотреть на расшифровку аббревиатуры НДС – это налог на так называемую добавленную стоимость. То есть неподтвержденный НДС априори не может быть отнесен на:
- расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль (п. 1 ст. 170 НК РФ);
- стоимость товаров, работ или услуг (п. 2 ст. 170 НК РФ).
- в налоговом учете такой НДС отражать нельзя;
- налогооблагаемую прибыль НДС, не принятый к вычету, уменьшать не должен.
Для обоснования такого невыгодного для налогоплательщиков вывода инспекторы используют ссылку на пункт 19 статьи 270 НК РФ.
Однако на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ позицию налоговиков можно оспорить. При этом компании нужно доказать факт оплаты НДС. Например, можно предъявить платежное поручение. Кроме того, нужно будет подготовить контраргументы на доводы проверяющих.
Если компания – не микропредприятие
Поскольку не принятый к вычету НДС нельзя учесть при налогообложении прибыли, у компании будут возникать постоянные налоговые обязательства. На практике это означает, что большинству компаний из-за НДС, не принимаемого к вычету, грозит перспектива постоянных объяснений ИФНС разницы в размере прибыли компании.
Напомним, что бухгалтерскую и налоговую прибыль тщательно изучают:
- налоговые органы;
- внешние пользователи бухгалтерской отчетности.
Кому нужны учет и отчетность вашей компании
Для того чтобы снизить подобные риски, к результатам, выдаваемым АСК НДС-2, лучше готовиться заранее, а именно:
- держать в порядке первичные документы;
- не пропускать 3-летний срок, когда НДС за прошлые периоды можно заявить к вычету.
Особенно важно отслеживать НДС за прошлые периоды, если компания была вызвана на налоговую комиссию по НДС, где инспекторы заявили, что АСК НДС-2 выявила подозрительные счета-фактуры, выписанные на компанию.
В последнее время такие предупреждения поступают нередко еще до того, как компания отразила в декларации счета-фактуры, вызывающие вопросы. Нередко налоговики убеждают гендиректоров, что в последующие три года спорные счета-фактуры возможно перестанут вызывать вопросы, и их можно будет предъявить к вычету.
Как избежать отказов в вычетах
Основной способ предотвратить возникновение неподтвержденного НДС – проводить сверки с контрагентами перед сдачей отчетности по НДС.
Такая сверка накануне декларационной кампании позволяет выявить:
- расхождения по суммам НДС;
- разрывы (отсутствие операции в декларации контрагента или отсутствие намерения у контрагента сдать саму декларацию).
Сверка с контрагентом по НДС сводит к минимуму риск возникновения претензий и отказа в применении вычетов.
Порядок в «первичке» – еще один обязательный пункт такой предварительной подготовки. И не только потому, что оправдательные документы – первое, что проверяют налоговики на «камералке» по НДС. Без первичных документов в принципе невозможно провести сверку с контрагентами.
Клиенты нашей компании могут воспользоваться преимуществами уникальной запатентованной технологии обработки первичных документов «Процессинг», которую применяет 1C-WiseAdvice. Указанная технология в режиме онлайн позволяет контролировать:
- наличие, полноту и качество первичных документов;
- оперативность и факт обработки первичных документов (упрощенно схема выглядит так – ничего не теряем, не забываем, не упускаем из виду).
Хранение истории движения любого документа – от поступления его к нам в офис до отражения его в учете предоставляет нашим клиентам дополнительный бонус. Такой подход позволяет:
- обеспечить оперативный контроль за состоянием «первички»;
- в максимально сжатые сроки подготовить документы, которые требует ИФНС в рамках камеральной проверки по НДС.
Разумеется, «Процессинг» использует и стандартные функции 1С, в частности позволяет делать замечания к качеству и наличию необходимых документов прямо в учетной программе (мы используем систему 1С). Удобный отчет о недостающих (требующих исправления) документах мы можем отправлять нашим клиентам:
- в любой момент времени;
- с любой периодичностью, заранее согласованной с клиентом.
Отметим, что в стандартной версии сервиса мы делаем это раз в месяц. Однако у некоторых клиентов есть доступ к 1С, и они сами в режиме онлайн могут видеть, что по факту происходит с их документами.
Регулярная обратная связь о состоянии первичных документов позволит Вам решать вопрос со сбором и корректировкой документов не в последний момент перед сдачей декларации по НДС, а в спокойном режиме – в течение отчетного квартала.
Подпишитесь на обновления блога
-
Анализ рынка бухгалтерских аутсорсинговых услуг
в России28 мая 2019 -
Ответственность финансового директора
18 марта 2019
-
Повышение НДС до 20% с 1 января 2019 года
01 февраля 2019
-
Кто несет ответственность при бухгалтерском аутсорсинге
22 июля 2019