Финансовая помощь учредителя: как правильно пополнить бюджет своей компании
Беспроцентный заем от учредителя Финансовая помощь от учредителя Увеличение чистых активов Увеличение уставного капитала
Компании, которая только начинает свою деятельность или оказалась в сложном финансовом положении, могут срочно понадобиться деньги. Чтобы бизнес не встал, учредители зачастую готовы помочь ему своими деньгами. Оформить такую финансовую помощь от учредителя можно несколькими способами.
Беспроцентный заем от учредителя
Учредитель может одолжить деньги компании и предоставить ей беспроцентный заем. А когда финансовые дела наладятся, просто вернуть сумму обратно. При таком раскладе никаких налоговых последствий нет.
Учредитель не получает выгоду от предоставленного кредита без процентов, поэтому повода платить НДФЛ нет. А для компании беспроцентный заем от учредителя – это деньги во временное пользование. Поэтому их не учитывают ни в доходах при получении, ни в расходах при возврате.
Что понадобится сделать: заключить договор займа, прописав в нем срок возврата и условие о том, что проценты за пользование деньгами не взимаются. Необходимую сумму учредитель может перечислить на расчетный счет компании или же внести наличными в кассу.
Имейте ввиду, что если учредитель с долей менее 50% простит заем, то его сумма уже будет считаться доходом компании, с которого нужно заплатить налог. В том случае, если срок договора подходит к концу, а возвращать пока нечего, то договор можно просто продлить. Если же учредитель владеет более 50% уставного капитала, тогда прощение долга никак не отразится на налоговых обязательствах компании.
Финансовая помощь от учредителя
Такое же правило действует и в том случае, когда в качестве помощи учредитель передал компании какое-либо имущество. Чтобы льгота сохранилась, его нельзя передавать третьим лицам в течение года.
Когда доля учредителя 50% или меньше, компания должна включить всю сумму финансовой помощи (или стоимость полученного имущества) в доходы и, соответственно, заплатить с него налог.
Что понадобится сделать: если вам подходит такой вариант, то оформите договор оказания финансовой помощи от учредителя. В нем будет прописано, что учредитель безвозмездно передает определенную сумму денег или имущество компании.
Увеличение чистых активов
Еще один вариант финансовой помощи от учредителей – это увеличение чистых активов или, другими словами, вклад в имущество. Главный плюс этой процедуры в том, что налоги с таких поступлений платить не нужно. А минус в сравнительно более сложном оформлении, чем два предыдущих варианта.
При увеличении чистых активов компании участвовать должны все учредители. Каждый должен сделать свой вклад в зависимости от того, какая доля уставного капитала ему принадлежит.
Таким образом, по умолчанию вклад становится общим пропорционально доле. Однако, это правило не распространяется на компании, в чьем уставе предусмотрен иной порядок определения размера вкладов. Например, в уставе может быть прописано, что размер вклада учредителя может не соответствовать размеру доли в уставном капитале. Тогда вклад одного из учредителей вполне можно внести в безналоговом порядке.
Что понадобится сделать: проверьте, прописана ли в Уставе вашей компании возможность учредителей делать вклады в имущество компании. Если нет, то обязательно внесите изменения. Дополнительно можно прописать условие о том, что учредители могут делать вклады непропорционально своим долям.
После этого нужно провести собрание учредителей и по его итогам оформить решение о внесении вклада в имущество. Единственный учредитель может сам утвердить такое решение и на его основании выплатить деньги.
Вклад в имущество компании не влияет на размер уставного капитала и долю учредителей в нем. Увеличение уставного капитала – совсем другая процедура.
Увеличение уставного капитала
Этот способ пополнения бюджета компании будет самым сложным для оформления. Потому как такие изменения нужно будет зарегистрировать в ИФНС. Дело в том, что размер уставного капитала прописан в Уставе компании. А любые изменения в этом документе регистрируют в обязательном порядке.
Но, как и при вкладе в имущество, никакими налогами вклады в уставный капитал не облагаются. Главное, чтобы он был полностью оплачен на момент подачи документов на регистрацию.
Деньги, которыми учредитель увеличит уставный капитал, компания также сможет потратить на свое развитие и дальнейшую деятельность. Если учредителей несколько, то вклады они вносят пропорционально своим долям (при условии, что в Уставе не прописана возможность вносить вклады по отдельности).
Что понадобится сделать? Для начала необходимо принять решение об увеличении уставного капитала. Это происходит на общем собрании учредителей, если их несколько. Единственный учредитель сам выносит такое решение.
В решении должна быть указана сумма, на которую увеличится капитал, а также срок, в течение которого будет сделан вклад. Он не должен превышать 6 месяцев с момента принятия решения.
После оплаты следует внести изменения в учредительные документы. Для этого потребуется подать в налоговую:
- заявление по форме Р13001 для регистрации изменений в Уставе, подписанное генеральным директором и заверенное у нотариуса;
- новая редакция Устава или изменения к нему в 2-х экземплярах;
- решение или протокол об увеличении уставного капитала;
- квитанция об оплате госпошлины за регистрацию этих изменений;
- документы, подтверждающие оплату на увеличение уставного капитала.
Для того, чтобы подать эти документы и зарегистрировать изменения у компании есть месяц, начиная с того дня, как были оплачены вклады в УК.
Если остались вопросы, наши эксперты готовы на них ответить!
Подпишитесь на обновления блога
-
Субсидиарная ответственность учредителя и директора ООО по долгам в 2021 году
15 октября 2019
-
Налоговая нагрузка:
что это такое и как правильно рассчитать02 июля 2019 -
Как защитить свои активы от налоговиков и кредиторов
01 сентября 2015