WiseAdvice WiseAdvice
собственнику финдиректору 7 минут на прочтение
Проверено на актуальность

Анализ и оценка налоговой нагрузки организации

На понятие налоговой нагрузки государство и собственники бизнеса смотрят по-разному. Для представителей государства от данного показателя зависит, например, формирование бюджетов различных уровней. Для бизнесменов налоговая нагрузка – один из инструментов влияния на финансовые результаты деятельности своей компании. Как оптимизировать расходы на налоги и не испортить отношения с ФНС, читайте в публикации.

Принципиальное значение анализа налоговой нагрузки

Законодательство не дает четкого определения налоговой нагрузке. Данное понятие, напрямую влияющее на развитие государственной налоговой политики и налогового контроля, не первое десятилетие остается спорным. Впрочем, как и вопрос: много или мало платит налогов конкретная компания.

Само по себе слово «нагрузка» подразумевает скоординированные встречные действия, призванные сохранить функционирование объекта, оказавшегося под давлением. В первую очередь к таким действиям относятся оптимизация расходов на налоги и снижение уровня налоговых рисков. Главное – оценка налоговой нагрузки поможет отследить степень ее давления на финансовую и хозяйственную активность компании с одной стороны, и насколько вызывающе данные показатели смотрятся рядом со средними по отрасли цифрами – с другой.

Естественно, все стремятся свести расходы к минимуму и тем самым повысить эффективность управления финансами компании. Но в то же время недальновидная экономия на налогах может привести к еще большим проблемам и затратам в виде доначислений и штрафов по результатам налоговых проверок. Поэтому важно выработать стратегию снижения нагрузки в рамках действующего законодательства.

Чтобы безопасно снижать налоговые расходы, необходимо четко понимать, как проводить анализ показателей налоговой нагрузки и что делать с его результатами.

Проблема методики оценки налоговой нагрузки

Сегодня в России нет единой методологии оценки размера налоговой нагрузки организации. Зачастую одни и те же формулы используются, например, для расчета налоговой нагрузки и налогового потенциала, что затрудняет эффективное использование полученных результатов. Отсутствие четкого определения и методики оценки налоговой нагрузки предполагают различные способы ее измерения, а отсюда – неоднозначные результаты.

Способы оценки налоговой нагрузки являются «подвижными формулами», реагирующими на изменения в законодательстве, особенности конкретного бизнеса, региональные показатели рентабельности. Поэтому лучше использовать не один метод оценки, а их совокупность. Комплексный подход позволит учитывать все внешние и внутренние факторы, а, следовательно, результаты исследования принесут практическую пользу руководителю компании и собственникам бизнеса.

В любом случае показатель налоговой нагрузки оценивает ту часть налоговых обязательств, которая фактически должна быть выплачена организацией, и, по мнению ФНС, не может быть:

  • перенесена на другие экономические субъекты (в частности, за счет повышения цен);
  • уменьшена посредством налогового планирования, оптимизации налоговых платежей и другими способами.

На что ориентированы различные методики

Независимо от того, какие именно методы анализа налоговой нагрузки применяются, необходимо понимать: в этом деле важна не столько величина налоговой ставки или размер налогооблагаемой базы, сколько объем прибыли, которая остается в распоряжении компании после уплаты всех налогов. Поэтому, например, формула, предложенная ФНС, точно не является эталонной – так как не учитывает долю каждого уплаченного налога в выручке от реализации, а значит, не устанавливает влияние размера уплаченных налогов на финансовое состояние компании.

Итак, формула расчета налоговой нагрузки, предложенная ФНС:

Налоговая нагрузка = (Общая сумма налогов / Выручка) х 100%


Нужно иметь в виду, что для налоговиков, разработавших эту формулу, первостепенное значение имеет соблюдение средних значений по отраслям, а не рентабельность вашего бизнеса.

Посмотреть актуализированные данные налоговой нагрузки

Методика, разработанная Минфином, определяет общую долю налогов в выручке от реализации. Но этот способ опять-таки не разделяет налоги на группы, каждая из которых оказывают свою степень давления на соответствующий источник платежа.

В то же время, учитывая трудоемкость расчетов по отдельным налогам, компаниям, применяющим общую систему налогообложения, лучше выделить наиболее «затратные».

Так, у компаний на общей системе налогообложения самыми «затратными» являются НДС и налог на прибыль.

Когда налоговая нагрузка превращается в налоговое бремя

Оценить степень налогового давления можно и «на глазок», не используя сложные расчеты. Если величина налоговых расходов превышает 40% от прибыли, то налоговая нагрузка уже перешла в налоговое бремя – ту степень давления, когда интересы государства в бизнесе преобладают над интересами собственников. Налоговая нагрузка считается нормальной в интервале от 20 до 40 %. Чем ближе к 40%, тем больше неиспользованных возможностей по оптимизации расходов. Показатель меньше 20% является предупреждением, что на организацию могут обратить внимание налоговики.

Как пояснить ИФНС низкую налоговую нагрузку

Анализ налоговых рисков и формирование налоговой стратегии

Опираясь на выводы, полученные в результате исследования, и на действующее законодательство, организация формирует оптимальную налоговую стратегию, включающую учетную политику для целей налогообложения и средства управления налоговыми рисками.

От эффективности данных действий зависит, как будут складываться взаимоотношения с ФНС. Ведь в списке критериев, по которым налогоплательщик может сам узнать, не находится ли он в группе риска, значится: «Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виде экономической деятельности)».

Об основаниях для выездной проверки

Несмотря на то, что официально плана по штрафам и доначислениям не существует, по факту основной задачей инспекторов остается максимально возможное пополнение бюджета за счет налогоплательщиков. И идут в первую очередь они в те компании, где можно к чему-то придраться. А свою строгость, кстати, оправдывают объективными экономическими факторами.

Так, в разделе II «Основных направлений налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» говорится, что «с учетом складывающейся экономической ситуации и состояния бюджетной системы налоговые инициативы могут быть скорректированы в 2018 году при определении налоговой политики на 2019 и последующие годы».

Следовательно, задача собственников – грамотно и, не выходя за рамки закона, корректировать налоговую нагрузку. В рамках риск-ориентированного подхода при оказании бухгалтерских услуг специалисты 1C-WiseAdvice следят, чтобы налоговая нагрузка клиентов не отклонялась от референтных значений больше, чем на 10%.

Также мы всегда говорим о том, что не обязательно рисковать и прибегать к агрессивным схемам оптимизации расходов на налоги, чтобы снизить налоговое давление на бизнес. В рамках проектов по оптимизации мы предлагаем клиентам различные варианты уменьшения налоговой нагрузки, заточенные под конкретный бизнес и с учетом всех его юридических особенностей.

Решения 1C-WiseAdvice максимально безопасны – ведь у наших налоговых юристов многолетний опыт работы в ФНС

И, наши специалисты способны взглянуть на проблему глазами налоговика. В команде с ними трудятся наши специалисты по оптимизации бухгалтерии, которые анализируют предлагаемые решения с точки зрения документооборота, сложности подготовки отчетности и налоговых деклараций, соответствия налоговой нагрузки ожиданиям ИФНС и пр.



Темы
собственнику финдиректору консалтинг оптимизация налогов налоговая стратегия
false
Заказ обратного звонка

Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Оставить заявку

Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных