главбуху  финдиректору  6 минут на прочтение

Должностные обязанности бухгалтера-экономиста

Екатерина Соловьева

Автор: Екатерина Соловьева
Бухгалтер-консультант 1C-WiseAdvice

В коммерческих организациях часто встречается объединение двух родственных по содержанию специальностей в одной должности. Примером такого «слияния» является должность бухгалтера-экономиста. Разбераем, что делает бухгалтер-экономист в компании и как правильно составить его должностную инструкцию.

Что делает бухгалтер-экономист в организации

Бухгалтер-экономист одновременно занимается ведением бухгалтерского и управленческого учета. То есть не только фиксирует и отражает факты хозяйственной деятельности компании, но и параллельно проводит детальный анализ данных для определения текущего положения дел и планирования дальнейшей стратегии развития предприятия.

Совмещение двух специальностей, требует обширных знаний, а именно:

  • нормативного законодательства;
  • методических материалов по организации бухучета и АХД, составлению отчетности;
  • порядка учета реализации товаров (услуг, работ), издержек, калькулирования себестоимости продукции;
  • порядка контроля за использованием трудовых, финансовых и материальных ресурсов;
  • форм и методов бухучета в организации;
  • организации документооборота по различным участкам бухучета;
  • плана и корреспонденции счетов;
  • порядка оформления и отражения хозопераций на счетах бухучета;
  • организации производства, труда, рыночных методов хозяйствования;
  • программного обеспечения для осуществления бухучета и АХД;
  • правил и норм охраны труда и т.д.

Требования к должности бухгалтера-экономиста

На должность бухгалтера-экономиста может претендовать соискатель, имеющий:

  • среднее профессиональное или высшее образование по профилю экономика и управление в организациях;
  • стаж работы в сфере экономики и финансов не менее 3 лет, а если на вакансию принимается кандидат со средним профессиональным образованием, то желательно наличие опыта работы не менее 5 лет.

Требования к бухгалтеру при приеме на работу

Права и обязанности бухгалтера-экономиста на предприятии

Бухгалтер-экономист по роду деятельности должен обрабатывать объемные массивы информации, поэтому для четкого выполнения своей работы он должен оперативно получать необходимые сведения из различных источников. Следовательно, руководство обязано обеспечить специалиста свободным доступом к нужным данным и обязать работников служб и подразделений предприятия своевременно исполнять его запросы.

В случаях производственной необходимости бухгалтер-экономист может с разрешения администрации привлекать для выполнения поставленных задач других сотрудников. Кроме того, он имеет право регулярно повышать свою квалификацию.

В рамках трудовой деятельности бухгалтер-экономист исполняет следующие обязанности:

  • ведение бухучета имущества, обязательств, хозопераций, в том числе с использованием программных средств;
  • соблюдение порядка проведения финансовых операций, своевременной уплаты налогов;
  • отслеживание исполнения смет расходов, рационального использования основных и оборотных средств, кадрового состава предприятия;
  • подготовка данных для формирования баланса;
  • составление отчетов о финансовых результатах деятельности компании, предназначенных для внутренних и внешних пользователей;
  • проведение комплексного АХД на основе данных бухучета и отчетности для выявления способов оптимизации производства и снижения издержек;
  • калькуляция себестоимости продукции и разработка ценовой политики компании;
  • создание бизнес-планов с целью расширения производства, внедрения новых технологических процессов и оборудования;
  • изучение передовых методов организации АХД и бухучета предприятия и многое другое.

Сложности подбора кандидата на вакансию

Чем больше разнообразных функций возлагается на специалиста, тем сложнее процедура подбора подходящего кандидата на вакансию. Ведь в случае объединения нескольких специальностей в одной должности, необходимо удостовериться в квалификации соискателя по каждой из профессий.

Часто стремление к экономии на трудовых ресурсах не приносит ожидаемого результата, а ошибки одного некомпетентного бухгалтера-экономиста оборачиваются серьезными убытками, многократно превышающими затраты на содержание нескольких узкопрофильных специалистов.

Наиболее рациональный выход из подобной ситуации — доверить стратегическое планирование грамотному экономисту, а бухгалтерию передать на аутсорсинг. В компании 1C-WiseAdvice ведение учета осуществляется квалифицированными экспертами, а условия договора предусматривают материальную ответственность исполнителя, если ошибки произошли по его вине.

Подробнее

Должностная инструкция бухгалтера-экономиста — образец 2019

Должность бухгалтера-экономиста не включена в Квалификационный справочник должностей (утв. постановлением Минтруда от 21.08.1998 № 37).

Поэтому при разработке должностной инструкции (ДИ) рекомендуется использовать квалификационные характеристики КСД, установленные для профессий: бухгалтер и экономист бухучета по АХД предприятия.

Квалификационные требования к бухгалтерам 1 и 2 категорий

ДИ бухгалтера-экономиста должна содержать следующие подразделы:

  1. Общие положения, куда включаются требования к должности, наличие специализированных знаний и навыков, порядок подчиненности вышестоящему руководству и т.д.
  2. Обязанности специалиста, где подробно приводится перечень функций бухгалтера-экономиста с учетом специфики предприятия.
  3. Права и полномочия работника, в котором очерчиваются границы требований специалиста: возможность привлечения других сотрудников для выполнения поставленных задач, порядок запроса необходимой для работы информации и пр.
  4. Ответственность работника в случае несоблюдения действующего законодательства и локальных актов организации.

Образец ДИ

Каждый пункт инструкции требует тщательной проработки. Размытые неоднозначные трактовки функционала служащего, его прав и зоны ответственности могут доставить немало проблем руководству и самому работнику. Желательно, чтобы составлением ДИ занимался профессиональный кадровик, который хорошо разбирается в специфике работы финансовых служб предприятия и в совершенстве знает нормы трудового права.

Необходимо помнить, что в условиях экономического кризиса и усиливающегося прессинга со стороны налоговых органов многократно возрастает вероятность возникновения разногласий между работодателем и сотрудником. Грамотно составленная ДИ поможет избежать конфликтных ситуаций и расставить акценты в случае судебного спора.



Наши лучшие статьи
false