Должностные обязанности бухгалтера по банковским операциям
Функциональные обязанности бухгалтера на участке банк-клиент Требования к бухгалтеру по банку Должностная инструкция бухгалтера по банковским операциям — образец Как избежать форс-мажорных ситуаций при работе с банками
Все бизнесмены пользуются услугами банков и ведут безналичные расчеты. Цена ошибки при работе с деньгами очень высока, поэтому здесь важно подробно регламентировать рабочий процесс. Рассмотрим обязанности бухгалтера по банковским операциям и их отражение в должностной инструкции.
Функциональные обязанности бухгалтера на участке банк-клиент
На сегодняшний день практически все бизнесмены взаимодействуют с банками в онлайн-режиме. Бумажные платежки встречаются крайне редко, обычно в случаях каких-либо сбоев или проведения нестандартных операций.
Поэтому участок работы бухгалтера «Банк» сейчас часто называют «Банк-клиент», по аналогии со стандартным наименованием программы для обмена информацией с кредитными организациями.
Специалист на этом участке отвечает за следующий функционал:
- Формирование и отправка в банк платежных поручений. Контроль за их прохождением.
- Получение выписок по банковским счетам и их отражение на счетах по учету безналичных денежных средств (51, 52).
- Контроль за своевременностью платежей по кредитным и другим подобным договорам, связанным с привлечением и выдачей заемных средств.
- Отражение расчетов по кредитам и займам, в т.ч. по начисленным процентам на счетах 58 (выдача) и 66,67 (получение).
- Оформление всех необходимых документов для проведения валютных операций.
- Взаимодействие с банками по всем вопросам, связанным с осуществлением валютного контроля.
- Подготовка информации о движении денежных средств, необходимой для формирования бухгалтерской и управленческой отчетности.
Иногда (обычно в небольших компаниях) бухгалтер, наряду с банком, ведет и кассовые операции.
Требования к бухгалтеру по банку
Квалификационных требований к рядовому бухгалтеру, обязательных для всех компаний, действующее законодательство не содержит.
Профессиональный стандарт «Бухгалтер» (приказ Минтруда РФ от 21.02.2019 № 103н) для рядовых сотрудников носит лишь рекомендательный характер.
Но многие организации на практике при разработке внутренних документов отталкиваются от требований профстандарта. Для рядовых специалистов по учету они достаточно мягкие:
- Среднее специальное образование. Причем оно даже не обязательно должно быть профильным. Правда, в последнем случае кандидат должен пройти обучение на специализированных курсах.
- Стаж необходим только, если должность «категорийная» (бухгалтер 1 или 2 категории). В этом случае специалист должен отработать не менее года на предыдущей ступени. А на должность обычного бухгалтера может быть принят и кандидат без опыта работы. Про квалификационные требования к главному бухгалтеру мы рассказываем здесь.
Однако на практике участок ведения расчетов редко доверяют неопытным сотрудникам. Обычно организации устанавливают для этой позиции как минимум обязательный стаж. Обычно он равен одному году, а нередко его повышают и до 2-3 лет.
Квалификационные требования к бухгалтерам 1 и 2 категорий
Из специфических для данной должности навыков нужно отметить умение работать с программой «Банк-Клиент». Если же компания ведет международные расчеты, то бухгалтер на этой позиции должен хорошо разбираться в валютном законодательстве.
Что же касается личных характеристик, то здесь на первый план выходят честность, порядочность и ответственность. Разумеется, все это работодатель по умолчанию хочет видеть в каждом сотруднике. Когда же речь идет о работе с деньгами, значимость таких качеств возрастает многократно.
Абсолютно необходима «банковскому» бухгалтеру точность в работе, даже доходящая до педантизма. Ведь на этом участке ошибка в одном знаке может обойтись очень дорого. А исправить ситуацию, если платеж уже отправлен, бывает очень сложно, а иногда — и вовсе невозможно.
Специалисту по расчетам также потребуются коммуникабельность и стрессоустойчивость. Ведь ему постоянно приходится взаимодействовать с коллегами из других подразделений, специалистами банков, сотрудниками компаний-контрагентов, с проверяющими.
Должностная инструкция бухгалтера по банковским операциям — образец
Все требования к бухгалтеру по расчетам и его обязанности нужно отразить в должностной инструкции.
Единой установленной формы этого документа не существует, но обычно он имеет следующую структуру:
- общие положения: статус должности, порядок оформления и увольнения, вышестоящий руководитель;
- квалификационные требования;
- должностные обязанности;
- права (в этом разделе могут быть упомянуты как общие социальные гарантии, предусмотренные ТК РФ, так и специфические права. Например, бухгалтеру может быть предоставлено право подписи некоторых первичных документов);
- ответственность в соответствии с действующим трудовым, гражданским, а в отдельных случаях — административным и уголовным законодательством.
Пример должностной инструкции бухгалтера, ведущего безналичные расчеты
Как избежать форс-мажорных ситуаций при работе с банками
Ошибки при проведении расчетов обходятся компании очень дорого. Из-за просроченного или неверного платежа бизнесмену часто приходится платить неустойку, а иногда он и вовсе может лишиться важного контракта. Если речь идет о налогах, то ИФНС взыщет пени и штрафы за неуплату.
Чтобы разобраться, кто виновен в случившемся, необходимо четко регламентировать работу с платежами. И здесь один из основных документов — должностная инструкция бухгалтера, ведущего расчеты. Если же трудовой спор дойдет до суда, то и здесь инструкция будет одним из важнейших доказательств.
Важно!
В условиях штатной бухгалтерии исключить проблемы с банком нельзя. Хорошая новость — их можно свести к нулю другим способом. Например, когда платежами занимается солидная аутсорсинговая компания. Автоматизация рутинных процессов и многоуровневая система контроля не пропускают ни одной ошибки.
Вывод
Безналичные расчеты — один из важнейших процессов для любого бизнеса.
Чтобы обеспечить их безошибочное ведение, работу бухгалтера на этом участке нужно подробно регламентировать с помощью должностной инструкции.
Этот документ необходим не только в текущей работе, но при разрешении возможных конфликтов.
Подпишитесь на обновления блога