Должностные обязанности бухгалтера по банковским операциям

Екатерина Соловьева
Екатерина Соловьева
Бухгалтер-консультант 1C-WiseAdvice

Все бизнесмены пользуются услугами банков и ведут безналичные расчеты. Цена ошибки при работе с деньгами очень высока, поэтому здесь важно подробно регламентировать рабочий процесс. Рассмотрим обязанности бухгалтера по банковским операциям и их отражение в должностной инструкции.

Функциональные обязанности бухгалтера на участке банк-клиент

На сегодняшний день практически все бизнесмены взаимодействуют с банками в онлайн-режиме. Бумажные платежки встречаются крайне редко, обычно в случаях каких-либо сбоев или проведения нестандартных операций.

Поэтому участок работы бухгалтера «Банк» сейчас часто называют «Банк-клиент», по аналогии со стандартным наименованием программы для обмена информацией с кредитными организациями.

Специалист на этом участке отвечает за следующий функционал
  • Формирование и отправка в банк платежных поручений. Контроль за их прохождением.
  • Получение выписок по банковским счетам и их отражение на счетах по учету безналичных денежных средств (51, 52).
  • Контроль за своевременностью платежей по кредитным и другим подобным договорам, связанным с привлечением и выдачей заемных средств.
  • Отражение расчетов по кредитам и займам, в т. ч. по начисленным процентам на счетах 58 (выдача) и 66,67 (получение).
  • Оформление всех необходимых документов для проведения валютных операций.
  • Взаимодействие с банками по всем вопросам, связанным с осуществлением валютного контроля.
  • Подготовка информации о движении денежных средств, необходимой для формирования бухгалтерской и управленческой отчетности.
  • Иногда (обычно в небольших компаниях) бухгалтер, наряду с банком, ведет и кассовые операции.

    Требования к бухгалтеру по банку

    Квалификационных требований к рядовому бухгалтеру, обязательных для всех компаний, действующее законодательство не содержит.

    Профессиональный стандарт «Бухгалтер» (приказ Минтруда РФ от 21.02.2019 № 103н) для рядовых сотрудников носит лишь рекомендательный характер.

    Но многие организации на практике при разработке внутренних документов отталкиваются от требований профстандарта. Для рядовых специалистов по учету они достаточно мягкие:

    1. Среднее специальное образование. Причем оно даже не обязательно должно быть профильным. Правда, в последнем случае кандидат должен пройти обучение на специализированных курсах.
    2. Стаж необходим только, если должность «категорийная» (бухгалтер 1 или 2 категории). В этом случае специалист должен отработать не менее года на предыдущей ступени. А на должность обычного бухгалтера может быть принят и кандидат без опыта работы. Про квалификационные требования к главному бухгалтеру мы рассказываем здесь.

    Однако на практике участок ведения расчетов редко доверяют неопытным сотрудникам. Обычно организации устанавливают для этой позиции как минимум обязательный стаж. Обычно он равен одному году, а нередко его повышают и до 2−3 лет.

    Из специфических для данной должности навыков нужно отметить умение работать с программой «Банк-Клиент». Если же компания ведет международные расчеты, то бухгалтер на этой позиции должен хорошо разбираться в валютном законодательстве.

    Что же касается личных характеристик, то здесь на первый план выходят честность, порядочность и ответственность. Разумеется, все это работодатель по умолчанию хочет видеть в каждом сотруднике. Когда же речь идет о работе с деньгами, значимость таких качеств возрастает многократно.

    Абсолютно необходима «банковскому» бухгалтеру точность в работе, даже доходящая до педантизма. Ведь на этом участке ошибка в одном знаке может обойтись очень дорого. А исправить ситуацию, если платеж уже отправлен, бывает очень сложно, а иногда — и вовсе невозможно.

    Специалисту по расчетам также потребуются коммуникабельность и стрессоустойчивость. Ведь ему постоянно приходится взаимодействовать с коллегами из других подразделений, специалистами банков, сотрудниками компаний-контрагентов, с проверяющими.

    Должностная инструкция бухгалтера по банковским операциям — образец

    Все требования к бухгалтеру по расчетам и его обязанности нужно отразить в должностной инструкции.

    Единой установленной формы этого документа не существует, но обычно он имеет следующую структуру
  • Общие положения: статус должности, порядок оформления и увольнения, вышестоящий руководитель;
  • квалификационные требования;
  • должностные обязанности;
  • права (в этом разделе могут быть упомянуты как общие социальные гарантии, предусмотренные ТК РФ, так и специфические права. Например, бухгалтеру может быть предоставлено право подписи некоторых первичных документов);
  • ответственность в соответствии с действующим трудовым, гражданским, а в отдельных случаях — административным и уголовным законодательством.
  • Пример должностной инструкции бухгалтера, ведущего безналичные расчеты

    Как избежать форс-мажорных ситуаций при работе с банками

    Ошибки при проведении расчетов обходятся компании очень дорого. Из-за просроченного или неверного платежа бизнесмену часто приходится платить неустойку, а иногда он и вовсе может лишиться важного контракта. Если речь идет о налогах, то ИФНС взыщет пени и штрафы за неуплату.

    Чтобы разобраться, кто виновен в случившемся, необходимо четко регламентировать работу с платежами. И здесь один из основных документов — должностная инструкция бухгалтера, ведущего расчеты. Если же трудовой спор дойдет до суда, то и здесь инструкция будет одним из важнейших доказательств.

    Важно!
    В условиях штатной бухгалтерии исключить проблемы с банком нельзя. Хорошая новость — их можно свести к нулю другим способом. Например, когда платежами занимается солидная аутсорсинговая компания. Автоматизация рутинных процессов и многоуровневая система контроля не пропускают ни одной ошибки.

    Вывод

    Безналичные расчеты — один из важнейших процессов для любого бизнеса.

    Чтобы обеспечить их безошибочное ведение, работу бухгалтера на этом участке нужно подробно регламентировать с помощью должностной инструкции.

    Этот документ необходим не только в текущей работе, но при разрешении возможных конфликтов.

    Поделиться с коллегой
    Поделиться с коллегой
    Рекомендуем почитать