Управленческая отчетность в 1С — управленческие отчеты, аналитика в 1С 8.3 Бухгалтерия Управленческая отчетность в 1С — управленческие отчеты, аналитика в 1С 8.3 Бухгалтерия
финдиректору  собственнику  12 минут на прочтение

Управленческая отчетность в 1С

Юрий Мартынов

Автор: Юрий Мартынов
Руководитель проектов 1С-WiseAdvice

Когда уже не работает интуитивное управление компанией становится очевидна необходимость ведения управленческого учета в компании. Управленческий учет позволяет собственникам получать корректную и актуальную информацию по состоянию дел в компании. Для того, чтобы внедрить управленческий учет и получить управленческие отчеты, можно использовать одну из множества программ. Часто вести управленческий учет начинают в excel с простых формул и ручного ввода, постепенно усложняя методику, переходя к более сложным специализированным решениям.

На рынке сейчас представлено большое количество различных систем от веб-сервисов до комплексных программных продуктов класса ERP. Однако, нередко управленческий учет ведут в самой распространенной системе 1С – «1С Бухгалтерия Предприятия 8». В этой статье мы подробно расскажем о том, каким образом можно выстроить управленческий учет на базе этой учетной системы и получить управленческие отчеты в 1С.

Управленческая отчетность в 1С Бухгалтерия 8.3

Типовая конфигурация 1С Бухгалтерия используется в основном для решения задач бухгалтерского и налогового учета. Однако, существуют несколько способов получить отчетность, полезную для собственников, и из нее:

  1. Стандартная бухгалтерская отчетность – баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет по движению денежных средств
  2. Встроенная дополнительная отчетность для руководителя – комплекты отчетов по различным областям бизнеса:
    • Общий анализ деятельности (мониторинг показателей, финансовый и налоговый анализ и прочее)
    • Продажи
    • Денежные средства
    • Расчеты с покупателями
    • Расчеты с поставщиками
    • Основные средства и склад
    • Планирование, в т.ч. платежный календарь

Кроме встроенного функционала формирование управленческих отчетов в 1С Бухгалтерии можно реализовать следующим образом:

  1. В конфигурацию можно добавить дополнительные специализированные или универсальные отчеты, позволяющие сформировать управленческие данные по заданному формату;
  2. Использование сервисов формирования управленческой отчетности, имеющих возможность загрузки данных из 1С Бухгалтерия в своем функционале;
  3. Использовать специализированные средства визуализации данных, такие как PowerBI;
  4. Добавить в конфигурацию специализированные расширения для ведения управленческого учета.

Использование сторонних систем формирования моделей отчетности, таких как PowerBI, помимо затрат на разработку самой структуры отчетов будет включать работы по настройке подключения 1С как источника данных для этих систем. Использование специализированных модулей для ведения управленческого учета в 1С Бухгалтерии позволяет решить задачу учета в комплексе с учетом дополнительной управленческой аналитики. Но так как управленческий учет не регламентирован, внедрение таких инструментов будет уникально для каждой организации.

Дополнительные сервисы для управленческого учета уже имеют в своей структуре инструменты для настройки загрузки информации из 1С Бухгалтерии, настроенную модель управленческого учета и отчеты, а также позволяют учитывать операции по дополнительным управленческим аналитикам. Чтобы воспользоваться такими сервисами, необходимо будет оплачивать дополнительно подписку за предоставления доступа к сервису.

В текущей статье мы рассмотрим возможность формирования управленческой отчетности исключительно на существующих в базе 1С данных с помощью минимальных трудозатрат. Поэтому остается только 3 варианта:

  1. Бухгалтерская отчетность
  2. Дополнительные отчеты для руководителя в 1С Бухгалтерия
  3. Внешние специализированные и универсальные отчеты для 1С

Бухгалтерская отчетность

«Читать» бухотчетность полезно для каждого руководителя и собственника – в ней содержаться основные показатели деятельности компании:

  • Выручка компании
  • Прибыль компании (маржинальная, прибыль до налогообложения, чистая прибыль)
  • Размер дебиторской и кредиторской задолженности
  • Размер оборотных и основных средств
  • Остатки денежных средств

Главный минус такой отчетности – сроки составления ее регламентированы – раз в месяц/квартал не раньше 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Соответственная в такие сроки отчетность не может быть использована для оперативного управления, особенно, если ее нужно ждать по три месяца, а ДДС сопоставляется вообще раз в год!

Отчеты для руководителя

Отчеты для руководителя поделены на группы в соответствии с их тематикой.

Отчет руководителя

Рис. 1 Отчет руководителя

Финансовый анализ компании позволяет получить в одном окне всю аналитику по бухгалтерской отчетности за выбранный период по каждой компании:

  1. Показатели по продажам, прибыли, чистым активам
  2. Анализ показателей ликвидности и рентабельности
  3. Комплект бухотчетности
  4. Динамика показателей отчетности за несколько предшествующих периодов
  5. Оценка рисков банкротства и кредитоспособности

Финансовый анализ

Рис. 2 Финансовый анализ

Стоит отметить, что так в отчете используется информация из бухгалтерской отчетности, то получить данные за предыдущие периоды возможно только в том случае, если эти отчеты уже подготовлены.

Отчет «Монитор налогов и отчетности» выводит информацию по уплате всех налогов и сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности на текущую дату в виде индикаторов. Монитор особенно будет полезен для компаний, применяющих УСН или ЕНВД. Для идентификации проблемных участков предусмотрено 4 различных статуса:

Зеленый

Желтый

Красный

Серый

Налоги уплачены, а отчетность сдана

Отчетный период начался, а отчетность пока не сдана и выплаты произведены не были

Существует просрочка предоставления отчетности или уплаты налога за прошедший налоговый период

Информация по налогу не отслеживается в мониторе

Анализ статуса оплаты налогов производится по общим правилам ведения бухгалтерского учета и на основе проводок по счетам бухгалтерского учета.

С помощью остальных отчетов можно выполнить детальный анализ каждого финансового показателя деятельности компании как по каждой организации, так и по всем компаниям в сумме, если они ведутся в одной базе. Например, анализ валовой прибыли позволяет получить информацию по валовой прибыли компании (выручка за вычетом себестоимости товаров) в следующих разрезах:

  • Номенклатурные группы
  • Номенклатура
  • Контрагенты
  • Договоры с контрагентами

Например, отчет по валовой прибыли в разрезе номенклатуры будет выглядеть следующим образом:

Отчет по валовой прибыли

Рис. 3 Отчет по валовой прибыли

Свод всей информации представлен в специальном отчете – Монитор основных показателей. Этот отчет включается в себя заранее подготовленный комплект отчетов, который можно редактировать и менять порядок их вывода.

Монитор основных показателей

Рис. 4 Монитор основных показателей

Но при этом изменить правила их составления или формат вывода нельзя, что серьезно затрудняет процесс их анализа и использования для принятия управленческих решений.

Платежный календарь

Остановимся подробнее на таком инструменте управления финансами, как платежный календарь. Встроенный в 1С Бухгалтерии предприятия платежный календарь позволяет формировать ежедневый план поступлений и расходов денежных средств по следующим разделам:

  • Оплата от покупателей;
  • Прочие поступления;
  • Налоги и взносы;
  • Платежи поставщикам;
  • Зарплата;
  • Периодические платежи

Для полноценной работы платежного календаря необходимо включить функциональность планирования платежей в настройках программы и установить сроки оплаты по умолчанию.

В качестве основания для добавления платежа в календарь могут использоваться различные документы конфигурации. Например, такие как «Счет покупателю», «Реализация (акты, закладные)», «Счет от поставщика» или «Поступление (акты, накладные)» и прочие.

Платежный календарь

Рис. 5 Платежный календарь

Суммы налогов и взносов рассчитывается в соответствии с заполненными декларациями, введенными начислениями в бухгалтерских проводках. Прочерк в графе суммы означает, что подошел срок уплаты текущего налога, но в базе нет декларации или начисления налога.

Платежный календарь в 1С Бухгалтерия является простым и наглядным управленческим отчетом, с помощью которого можно управлять денежными потоками, предупреждать наступление кассового разрыва и контролировать оплату налогов и других обязательных платежей.

Внешние специализированные и универсальные отчеты для 1С

Внешние отчеты позволяют реализовать необходимый внешний вид и структуру представления данных. Для каждой компании можно разработать уникальные управленческие отчеты, которые будут использовать уже существующую информацию в 1С Бухгалтерии. Внешние отчеты могут быть разработаны практически любым специалистом 1С. А их использование позволит, не внося изменений в прикладное решение, получить в кратчайшие сроки необходимые отчеты в том виде, как это необходимо руководителю компании или собственнику.

Универсальные отчеты работают по другому принципу – на существующем движке формирования формы отчета пользователь 1С Бухгалтерии, например, финансовый директор и бухгалтер, может с помощью специальной настройки интерактивно создать необходимый вид отчета, не прибегая к помощи разработчиков. В основном, эти отчеты формируются на основе бухгалтерских проводок между заданными счетами бухгалтерского учета.

Для каждой строки отчета назначает определенное правило, например:

  1. Итог - сумма по подстрокам
  2. Остаток по счетам - позволяет выводить сальдо по определенному счету в разрезе субконто. Позволяет формировать отдельно по дебетовому/кредитовому сальдо
  3. Обороты по счетам - позволяет выводить данные по конкретным проводкам между счетами
  4. Сумма других строк - позволяет производить простые вычисления между строчками

Дополнительно в настройках строки можно указывать необходимость вывода расшифровки по субконтно выбранный счетов.

Пример заполнения такого отчета:

Отчет

Рис. 6 Отчет

Таким образом, пользователь 1С может создать несколько различных настроек универсального отчета сохранить их и использовать построенную модель управленческого учета во всех базах 1С Бухгалтерия 8.3.

Управленческая аналитика в 1С

Рассмотренные выше способы формирования управленческой отчетности в 1С Бухгалтерии подразумевают вывод в отчет уже существующей в базе информации. Что же делать если аналитики, используемой в бухгалтерском учете недостаточно? Или трактовка операций в управленческом учете отличается от бухгалтерской?

Решение этих вопросов может вызвать определенные трудности, связанные как техническими особенностями типового решения 1С, так и с организационными, например, разделения доступа. Реализовать сбор дополнительной управленческой аналитики в 1С Бухгалтерии можно с помощью следующих способов:

  1. Проработка справочников статей затрат и статей движения денежных средств
  2. Добавление субконто на существующие счета учета (на каждом счете можно использовать до 3 субконто)
  3. Добавление новых счетов или субсчетов к уже существующим счетам

Такое решение позволит существенно упростить получение управленческих данных и избежать изменения конфигурации. Но при этом заполнение дополнительных аналитик может вызвать увеличение трудозатрат бухгалтерской службы компании.

Помимо добавления самих элементов управленческого учета в 1С Бухгалтерию необходимо описать методику их использования и заполнения, регламентировать сроки подготовки управленческих отчетов и определить ответственных за корректность предоставленных данных.

В заключении можно отметить, что подготовка управленческой отчетности в 1С Бухгалтерия без использования дополнительных инструментов подойдет небольшим и средним компаниям с минимальными расхождениями между методиками управленческого и бухгалтерского учета.

Реализацию более сложных моделей управленческого учета, например, при наличии операций, которые учитываются по-разному в разных системах учета или не учитываются в бухгалтерии вовсе, лучше реализовать с помощью систем, приспособленных для этого.

В качестве альтернативы для решения задач управления финансами собственники малого и среднего бизнеса могут использовать веб-сервис «Управленка», который имеет встроенную интеграцию как с 1С Бухгалтерией, так и с крупнейшими банками РФ. Так же информацию в сервис можно загрузить оп шаблонам из Excel, что существенно упрощает ввод операций, которых нет в бухгалтерии.

Сервис Управленка

Рис. 7 Сервис «Управленка»

Сервис «Управленка» позволяет дополнить движения по расчетному счету и кассам управленческими аналитиками. В качестве управленческих аналитик используются следующие субъекты:

  • Статьи движения денежных средств
  • Проекты, сегменты или направления бизнеса

С помощью правил в сервисе можно реализовать гибкое заполнение аналитики по загружаемым документам, в зависимости от контрагента, назначения платежа и других реквизитов.

Использование специализированных средств позволяет. не тратя времени на внедрение модулей для 1С в соответствии с принятой методологии управленческого учета, в минимальные сроки получить настроенные отчеты и управленческую аналитику в необходимом разрезе.



Наши лучшие статьи
false