Можно ли ликвидировать ООО с долгами по налогам по инициативе владельцев? Ликвидация ООО с долгами перед налоговой: все способы Добровольное закрытие фирмы Банкротство предприятия Через слияние или реорганизацию Через продажу Как происходит принудительное закрытие по инициативе налогового органа?
Процесс ликвидации организации с долгами, как и обстоятельства, при которых собственникам бизнеса пришлось столкнуться с данной процедурой, бывают разными. Как сделать так, чтобы прощание с компанией-должником прошло гладко и с наименьшими потерями для собственников, читайте в нашей публикации.
Можно ли ликвидировать ООО с долгами по налогам по инициативе владельцев?
Можно, но способ ликвидации, а, следовательно, и процессуальный порядок этой процедуры зависит от размера долгов и финансовых возможностей организации, которые будут потрачены на удовлетворение требований кредиторов.
Права кредиторов организации, в числе которых и налоговики, защищены Гражданским и Налоговым кодексами, а также различными Федеральными законами. Зачастую закрытие ООО с долгами по налогам по инициативе собственника – свидетельство того, что владелец компании уже смирился с перспективой пожертвовать имуществом в счет погашения задолженностей.
Однако, если готовиться к ликвидации организации постепенно, следуя нашим советам, у вас есть шанс «избавиться» от предприятия в штатном режиме, с минимальными убытками и риском назначения выездной проверки. При соблюдении с вашей стороны определенных процессуальных тонкостей и особенностей в отчетности инспекторы просто не захотят тратить свое время на убыточный бизнес, с которого нечего взять. Но если сотрудники ФНС заподозрят, что собственник затеял ликвидацию платежеспособной компании, в надежде избавиться от долгов, проверки не избежать.
О налоговой проверке при ликвидации
Приняв решение о ликвидации, организация должна сообщить об этом налоговикам в течение трех рабочих дней (п. 1 ст. 62 ГК). Форма уведомления утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@. Кроме этого налоговиков необходимо проинформировать и о формировании ликвидационной комиссии (ликвидатора) – согласно п. 1 ст.20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Получив уведомления, налоговики вносят в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (п. 2 ст. 20 Закона № 129-ФЗ). Но чтобы закончить государственную регистрацию юридического лица в связи с его ликвидацией придется исполнить массу законодательных требований – и справедливости ради нужно уточнить, что это касается не только организации, но и самих инспекторов. На формальные ошибки последних в вопросах взыскания налоговой задолженности надеяться не приходится.
Но все-таки логичней планировать свои действия при ликвидации компании, рассчитывая на закономерный результат, а не на чудо, чем и являются формальные промахи инспекторов.
Ликвидация ООО с долгами перед налоговой: все способы
Добровольное закрытие фирмы
Чтобы закрыть ООО с долгами, выгодней добровольно рассчитаться с кредиторами организации за счет ее имущества, чем прибегать, например, к процедуре банкротства и переводить свою собственность в статус конкурсной массы.
Преимущество данного способа прекращения деятельности бесспорно, если организация уверена в своей бухгалтерии и отчетности за последние три года. Деятельность компании именно за этот период, согласно п. 11 ст. 89 НК РФ, может проконтролировать налоговая в ходе выездной проверки ликвидируемого предприятия.
Тем не менее визит инспекторов в организацию – их право, а не обязанность, поэтому его вполне возможно избежать, если готовиться к закрытию фирмы заранее, а именно:
- Провести ревизию долгов и исключить задолженность перед бюджетом.
- Навести порядок в бухгалтерской и кадровой документации, рассчитаться с сотрудниками.
Специалисты 1С-WiseAdvice точно знают, на чем именно будут акцентировать внимание сотрудники ФНС в отчетности организации, заявившей о ликвидации – поэтому мы изначально ведем налоговый учет с осознанием всех возможных рисков и последствий.
Словом, у налоговиков должно сложиться мнение, что ликвидация ООО для собственника – неприятный и независящий от его попыток «удержаться на плаву» исход дел, а не осознанная попытка не рассчитываться с долгами или заплатить меньше, чем предусмотрено обязательствами.
Порядок действий при добровольной ликвидации компании, установленный законодательством, включает следующие этапы:
- Общее собрание участников ООО и назначение ликвидационной комиссии или ликвидатора (п. 2 ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).
- Уведомление налоговой.
- Публикация объявления о ликвидации в «Вестнике государственной регистрации».
- Информирование службы занятости о предстоящем расторжении трудовых договоров с сотрудниками – не позднее, чем за два месяца до начала процедуры упразднения организации (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).
- Извещение кредиторов (п. 1 ст. 63 ГК РФ). На заявление своих требований у них должно быть не меньше двух месяцев.
- Сверка расчетов с ФНС – в том числе, по страховым взносам (пп. 11 п.1 ст. 32 НК). На этом этапе инспекторы могут провести выездную проверку, если сочтут нужным.
- Составление промежуточного ликвидационного баланса. В реестр непогашенных задолженностей включаются недоимки, штрафы и пени, выявленные в ходе выездной налоговой проверки.
- Расчеты с кредиторами. Порядок очередности обозначен в ст. 64 ГК: на первом месте граждане, жизни и здоровью которых нанесен вред в процессе производства (если таковые имеются) и сотрудники.
- Предоставление в ИФНС налоговой отчетности.
Банкротство предприятия
Основания и процессуальный порядок банкротства регулируются Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. от 03.07.2019).
Возможность ликвидируемого предприятия обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве предусмотрена ст. 63 ГК РФ. Данный вариант развития событий возможен, если у компании недостаточно ликвидируемого имущества, за счет которого можно рассчитаться со всеми кредиторами. Статья 131 ФЗ № 127 уточняет, что все имущество организации-должника на момент открытия конкурсного производства – окончательного этапа процедуры банкротства, предполагающего максимально возможное удовлетворение требований кредиторов – является конкурсной массой.
Очередность кредиторов, с которыми должна рассчитаться организация, установлена статьей 134 упомянутого выше ФЗ. Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов, которые возникли «до принятия заявления о признании должника банкротом». То есть налоговикам выгодней самим подать в суд соответствующий иск. Однако производство по делу о банкротстве ООО будет возбуждено, если требования к должнику в совокупности составляют не менее 300 тысяч рублей (п. 2 ст. 6 ФЗ № 127).
Ликвидационная комиссия обязана самостоятельно обратиться в суд с иском о банкротстве в течение десяти дней, если в процессе ликвидации компании обнаруживаются признаки неплатежеспособности организации (п. 3 ст. 9 ФЗ № 127). Статья 9 этого же закона обязует собственника самому проявить инициативу и обратиться в суд с требованием признать общество банкротом в случае, когда, например, рассчитавшись с одними кредиторами, у него не хватает средств, чтобы исполнить свои обязательства перед другими заемщиками (перечень возможных оснований для обращения собственника в суд, приведенный в статье, является открытым).
Но не стоит рассчитывать, что, если положение дел в компании соответствует приведенному в п. 2. Статьи 3 ФЗ № 127 признаку банкротства – задержка по погашению долга составляет больше трех месяцев – процедура банкротства поможет хотя бы частично избавиться от непогашенных требований кредиторов. Банкротство рассматривается законодательством как неблагополучное стечение обстоятельств, а не организованная попытка «исчезнуть с радаров». Поэтому при принятии решения суд будет учитывать, какие именно действия учредители предпринимали, чтобы вытащить компании из долговой ямы.
Когда наступает субсидиарная ответственность директоров и собственников по долгам компаний
Через слияние или реорганизацию
Согласно ст. 92 ГК РФ ООО, предприятие «может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по единогласному решению его участников». В пункте 2 статьи 51 ФЗ № 14 (ред. от 23.04.2018) конкретизируется, что реорганизация может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения.
В случае предприятия с налоговыми долгами это возможно, если компания-правопреемник готова взять на себя его обязательства, в том числе и по штрафам (ст. 50 НК РФ). В соответствии с этой же статьей, принимающая организация берет на себя все обязанности по удовлетворению требований реорганизуемого предприятия.
В п. 3 указанной статьи уточняется, что реорганизация не изменяет сроков по уплате налогов правопреемником.
Один из минусов данного способа ликвидации компании-должника: не все участники реорганизуемого предприятия могут бесспорно принять «новую жизнь» ООО в составе новой организации. Их право не согласиться с решением присоединиться к компании-правопреемнику закреплено статьей 60.1 ГК РФ «Последствия признания недействительным решения о реорганизации юридического лица».
Судебная практика по этому вопросу сложилась противоречивая. Нередко суды встают на сторону несогласного заявителя, не принимавшего участия в голосовании или голосовавшего против оспариваемого решения. Последние обстоятельства как раз являются поводом признать решение о реорганизации общества недействительным.
Через продажу
Данной процедуре посвящена статья 110 ФЗ № 127. Продажа организации-должника как правило организуется в виде аукциона. В п. 3 указанной статьи говорится, что «денежные обязательства и обязательные платежи должника не включаются в состав предприятия», то есть покупатель приобретает имущество, а не ООО с его долгами, как это происходит в случае с реорганизацией.
Как происходит принудительное закрытие по инициативе налогового органа?
Согласно ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», исключение компании из ЕГРЮЛ по инициативе налоговиков возможно, если складывающиеся обстоятельства соответствуют одновременно двум условиям:
- организация не предоставляет отчетность в инспекцию более 12 месяцев;
- по банковскому (расчетному) счету предприятия не осуществляются операции.
Инспекторы признают такое ООО недействующим юрлицом и имеют право исключить его из госреестра.
Однако данная норма вызвала неоднозначную реакцию со стороны юридической общественности, в том числе Конституционного суда. Так, согласно Постановлению КС от 18 мая 2015 г. № 10-П, право налоговиков исключать компании из ЕГРЮЛ признано не соответствующим Конституции РФ. Свое решение суд объяснил тем, что «законодатель обязан обеспечивать баланс прав и законных интересов участников гражданских правоотношений, в том числе кредиторов». А указанная статья на тот момент разрешала налоговикам ликвидировать предприятия, в отношении которых по заявлениям кредиторов судом введена процедура банкротства.
В связи с этим пункт 2 ст. 21.1 дополнили вторым абзацем, согласно которому, инспекторы не могут исключать предприятие из ЕГРЮЛ по указанным признакам, если у них есть сведения о том, что в отношении этого ООО возбуждено производство по банкротству.
Справедливости ради, нужно сказать, что заявители, объясняя свое несогласие с применением инспекторами статьи 21.1 ФЗ № 129, говорили, что данные нормы противоречат ст. 46 ГК РФ, где говорится, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, в том числе, если решения и действия государственных органов кажутся им несправедливыми. А это уже принципиально другой уровень несогласия налогоплательщиков с правами, которыми налоговики наделены законодательно.
Что на это отвечал суд? В Постановлении от 6 декабря 2011 года № 26-П и в определениях от 17 января 2012 года № 143-О-О, например, говорится, что подобное правовое регулирование направлено на «обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, поддержание доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым – на обеспечение стабильности гражданского оборота».
Плюсом статьи 21.1 ФЗ № 129 для ликвидируемых организаций являются положения пункта 5. Согласно им, инспекторы могут исключить предприятие из ЕГРЮЛ на следующих основаниях:
- у компании нет средств на расходы, необходимые для ликвидации;
- в ЕГРЮЛ более шести месяцев была внесена запись о недостоверности юрлица.
Исходя из судебной практики по принудительной ликвидации компании налоговиками, также напрашивается вывод, что суд наверняка встанет на сторону ФНС, если связь с юрлицом по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, невозможна (Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 61 «О некоторых вопросах практики применения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»). Однако, согласно ст. 158 Арбитражно-процессуального кодекса РФ, суд может отложить разбирательство и предложить организации представить в регистрирующий орган достоверные сведения.
Ликвидация предприятия с долгами – сложный процесс, в котором разнообразные законодательные нормы сочетаются с непредсказуемым человеческим фактором. Оценивая обстоятельства, в которых упраздняется компания, инспекторы ориентируются в том числе на личный опыт в этом вопросе.
Мы точно знаем, какие данные будут сопоставлять инспекторы при изучении компании, заявившей о ликвидации, и принимая решение о необходимости выездной проверки. Специалисты 1С-WiseAdvice изначально формируют налоговую отчетность, ориентируясь на риски конкретного бизнеса. Благодаря командной работе наших бухгалтеров и юристов ликвидация любой организации проходит без материальных и моральных потерь.
Подпишитесь на обновления блога
-
Субсидиарная ответственность учредителя и директора ООО по долгам в 2021 году
15 октября 2019
-
Налоговая нагрузка:
что это такое и как правильно рассчитать02 июля 2019 -
Советы при выемке документов в офисе во время налоговой проверки
01 августа 2016
-
Блокировка расчетного счета налоговой: причины и способы снятия
25 июня 2019