WiseAdvice WiseAdvice
собственнику 11 минут на прочтение
Проверено на актуальность

Ликвидация ООО с долгами по налогам

Виталий Кодьев

Автор: Виталий Кодьев юрист 1C-WiseAdvice

Процесс ликвидации организации с долгами, как и обстоятельства, при которых собственникам бизнеса пришлось столкнуться с данной процедурой, бывают разными. Как сделать так, чтобы прощание с компанией-должником прошло гладко и с наименьшими потерями для собственников, читайте в нашей публикации.

Можно ли ликвидировать ООО с долгами по налогам по инициативе владельцев?

Можно, но способ ликвидации, а, следовательно, и процессуальный порядок этой процедуры зависит от размера долгов и финансовых возможностей организации, которые будут потрачены на удовлетворение требований кредиторов.

Права кредиторов организации, в числе которых и налоговики, защищены Гражданским и Налоговым кодексами, а также различными Федеральными законами. Зачастую закрытие ООО с долгами по налогам по инициативе собственника – свидетельство того, что владелец компании уже смирился с перспективой пожертвовать имуществом в счет погашения задолженностей.

Однако, если готовиться к ликвидации организации постепенно, следуя нашим советам, у вас есть шанс «избавиться» от предприятия в штатном режиме, с минимальными убытками и риском назначения выездной проверки. При соблюдении с вашей стороны определенных процессуальных тонкостей и особенностей в отчетности инспекторы просто не захотят тратить свое время на убыточный бизнес, с которого нечего взять. Но если сотрудники ФНС заподозрят, что собственник затеял ликвидацию платежеспособной компании, в надежде избавиться от долгов, проверки не избежать.

О налоговой проверке при ликвидации

Приняв решение о ликвидации, организация должна сообщить об этом налоговикам в течение трех рабочих дней (п. 1 ст. 62 ГК). Форма уведомления утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@. Кроме этого налоговиков необходимо проинформировать и о формировании ликвидационной комиссии (ликвидатора) – согласно п. 1 ст.20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Получив уведомления, налоговики вносят в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (п. 2 ст. 20 Закона № 129-ФЗ). Но чтобы закончить государственную регистрацию юридического лица в связи с его ликвидацией придется исполнить массу законодательных требований – и справедливости ради нужно уточнить, что это касается не только организации, но и самих инспекторов. На формальные ошибки последних в вопросах взыскания налоговой задолженности надеяться не приходится.

Но все-таки логичней планировать свои действия при ликвидации компании, рассчитывая на закономерный результат, а не на чудо, чем и являются формальные промахи инспекторов.

Ликвидация ООО с долгами перед налоговой: все способы

Добровольное закрытие фирмы

Чтобы закрыть ООО с долгами, выгодней добровольно рассчитаться с кредиторами организации за счет ее имущества, чем прибегать, например, к процедуре банкротства и переводить свою собственность в статус конкурсной массы.

Преимущество данного способа прекращения деятельности бесспорно, если организация уверена в своей бухгалтерии и отчетности за последние три года. Деятельность компании именно за этот период, согласно п. 11 ст. 89 НК РФ, может проконтролировать налоговая в ходе выездной проверки ликвидируемого предприятия.

Тем не менее визит инспекторов в организацию – их право, а не обязанность, поэтому его вполне возможно избежать, если готовиться к закрытию фирмы заранее, а именно:

  • Провести ревизию долгов и исключить задолженность перед бюджетом.
  • Навести порядок в бухгалтерской и кадровой документации, рассчитаться с сотрудниками.

Специалисты 1С-WiseAdvice точно знают, на чем именно будут акцентировать внимание сотрудники ФНС в отчетности организации, заявившей о ликвидации – поэтому мы изначально ведем налоговый учет с осознанием всех возможных рисков и последствий.

Словом, у налоговиков должно сложиться мнение, что ликвидация ООО для собственника – неприятный и независящий от его попыток «удержаться на плаву» исход дел, а не осознанная попытка не рассчитываться с долгами или заплатить меньше, чем предусмотрено обязательствами.

Порядок действий при добровольной ликвидации компании, установленный законодательством, включает следующие этапы:

  1. Общее собрание участников ООО и назначение ликвидационной комиссии или ликвидатора (п. 2 ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).
  2. Уведомление налоговой.
  3. Публикация объявления о ликвидации в «Вестнике государственной регистрации».
  4. Информирование службы занятости о предстоящем расторжении трудовых договоров с сотрудниками – не позднее, чем за два месяца до начала процедуры упразднения организации (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).
  5. Извещение кредиторов (п. 1 ст. 63 ГК РФ). На заявление своих требований у них должно быть не меньше двух месяцев.
  6. Сверка расчетов с ФНС – в том числе, по страховым взносам (пп. 11 п.1 ст. 32 НК). На этом этапе инспекторы могут провести выездную проверку, если сочтут нужным.
  7. Составление промежуточного ликвидационного баланса. В реестр непогашенных задолженностей включаются недоимки, штрафы и пени, выявленные в ходе выездной налоговой проверки.
  8. Расчеты с кредиторами. Порядок очередности обозначен в ст. 64 ГК: на первом месте граждане, жизни и здоровью которых нанесен вред в процессе производства (если таковые имеются) и сотрудники.
  9. Предоставление в ИФНС налоговой отчетности.

Банкротство предприятия

Основания и процессуальный порядок банкротства регулируются Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. от 03.07.2019).

Возможность ликвидируемого предприятия обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве предусмотрена ст. 63 ГК РФ. Данный вариант развития событий возможен, если у компании недостаточно ликвидируемого имущества, за счет которого можно рассчитаться со всеми кредиторами. Статья 131 ФЗ № 127 уточняет, что все имущество организации-должника на момент открытия конкурсного производства – окончательного этапа процедуры банкротства, предполагающего максимально возможное удовлетворение требований кредиторов – является конкурсной массой.

Очередность кредиторов, с которыми должна рассчитаться организация, установлена статьей 134 упомянутого выше ФЗ. Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов, которые возникли «до принятия заявления о признании должника банкротом». То есть налоговикам выгодней самим подать в суд соответствующий иск. Однако производство по делу о банкротстве ООО будет возбуждено, если требования к должнику в совокупности составляют не менее 300 тысяч рублей (п. 2 ст. 6 ФЗ № 127).

Ликвидационная комиссия обязана самостоятельно обратиться в суд с иском о банкротстве в течение десяти дней, если в процессе ликвидации компании обнаруживаются признаки неплатежеспособности организации (п. 3 ст. 9 ФЗ № 127). Статья 9 этого же закона обязует собственника самому проявить инициативу и обратиться в суд с требованием признать общество банкротом в случае, когда, например, рассчитавшись с одними кредиторами, у него не хватает средств, чтобы исполнить свои обязательства перед другими заемщиками (перечень возможных оснований для обращения собственника в суд, приведенный в статье, является открытым).

Но не стоит рассчитывать, что, если положение дел в компании соответствует приведенному в п. 2. Статьи 3 ФЗ № 127 признаку банкротства – задержка по погашению долга составляет больше трех месяцев – процедура банкротства поможет хотя бы частично избавиться от непогашенных требований кредиторов. Банкротство рассматривается законодательством как неблагополучное стечение обстоятельств, а не организованная попытка «исчезнуть с радаров». Поэтому при принятии решения суд будет учитывать, какие именно действия учредители предпринимали, чтобы вытащить компании из долговой ямы.

Когда наступает субсидиарная ответственность директоров и собственников по долгам компаний

Через слияние или реорганизацию

Согласно ст. 92 ГК РФ ООО, предприятие «может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по единогласному решению его участников». В пункте 2 статьи 51 ФЗ № 14 (ред. от 23.04.2018) конкретизируется, что реорганизация может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения.

В случае предприятия с налоговыми долгами это возможно, если компания-правопреемник готова взять на себя его обязательства, в том числе и по штрафам (ст. 50 НК РФ). В соответствии с этой же статьей, принимающая организация берет на себя все обязанности по удовлетворению требований реорганизуемого предприятия.

В п. 3 указанной статьи уточняется, что реорганизация не изменяет сроков по уплате налогов правопреемником.

Один из минусов данного способа ликвидации компании-должника: не все участники реорганизуемого предприятия могут бесспорно принять «новую жизнь» ООО в составе новой организации. Их право не согласиться с решением присоединиться к компании-правопреемнику закреплено статьей 60.1 ГК РФ «Последствия признания недействительным решения о реорганизации юридического лица».

Судебная практика по этому вопросу сложилась противоречивая. Нередко суды встают на сторону несогласного заявителя, не принимавшего участия в голосовании или голосовавшего против оспариваемого решения. Последние обстоятельства как раз являются поводом признать решение о реорганизации общества недействительным.

Через продажу

Данной процедуре посвящена статья 110 ФЗ № 127. Продажа организации-должника как правило организуется в виде аукциона. В п. 3 указанной статьи говорится, что «денежные обязательства и обязательные платежи должника не включаются в состав предприятия», то есть покупатель приобретает имущество, а не ООО с его долгами, как это происходит в случае с реорганизацией.

Как происходит принудительное закрытие по инициативе налогового органа?

Согласно ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», исключение компании из ЕГРЮЛ по инициативе налоговиков возможно, если складывающиеся обстоятельства соответствуют одновременно двум условиям:

  • организация не предоставляет отчетность в инспекцию более 12 месяцев;
  • по банковскому (расчетному) счету предприятия не осуществляются операции.

Инспекторы признают такое ООО недействующим юрлицом и имеют право исключить его из госреестра.

Однако данная норма вызвала неоднозначную реакцию со стороны юридической общественности, в том числе Конституционного суда. Так, согласно Постановлению КС от 18 мая 2015 г. № 10-П, право налоговиков исключать компании из ЕГРЮЛ признано не соответствующим Конституции РФ. Свое решение суд объяснил тем, что «законодатель обязан обеспечивать баланс прав и законных интересов участников гражданских правоотношений, в том числе кредиторов». А указанная статья на тот момент разрешала налоговикам ликвидировать предприятия, в отношении которых по заявлениям кредиторов судом введена процедура банкротства.

В связи с этим пункт 2 ст. 21.1 дополнили вторым абзацем, согласно которому, инспекторы не могут исключать предприятие из ЕГРЮЛ по указанным признакам, если у них есть сведения о том, что в отношении этого ООО возбуждено производство по банкротству.

Справедливости ради, нужно сказать, что заявители, объясняя свое несогласие с применением инспекторами статьи 21.1 ФЗ № 129, говорили, что данные нормы противоречат ст. 46 ГК РФ, где говорится, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, в том числе, если решения и действия государственных органов кажутся им несправедливыми. А это уже принципиально другой уровень несогласия налогоплательщиков с правами, которыми налоговики наделены законодательно.

Что на это отвечал суд? В Постановлении от 6 декабря 2011 года № 26-П и в определениях от 17 января 2012 года № 143-О-О, например, говорится, что подобное правовое регулирование направлено на «обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, поддержание доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым – на обеспечение стабильности гражданского оборота».

Плюсом статьи 21.1 ФЗ № 129 для ликвидируемых организаций являются положения пункта 5. Согласно им, инспекторы могут исключить предприятие из ЕГРЮЛ на следующих основаниях:

  • у компании нет средств на расходы, необходимые для ликвидации;
  • в ЕГРЮЛ более шести месяцев была внесена запись о недостоверности юрлица.

Исходя из судебной практики по принудительной ликвидации компании налоговиками, также напрашивается вывод, что суд наверняка встанет на сторону ФНС, если связь с юрлицом по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, невозможна (Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 61 «О некоторых вопросах практики применения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»). Однако, согласно ст. 158 Арбитражно-процессуального кодекса РФ, суд может отложить разбирательство и предложить организации представить в регистрирующий орган достоверные сведения.

Ликвидация предприятия с долгами – сложный процесс, в котором разнообразные законодательные нормы сочетаются с непредсказуемым человеческим фактором. Оценивая обстоятельства, в которых упраздняется компания, инспекторы ориентируются в том числе на личный опыт в этом вопросе.

Мы точно знаем, какие данные будут сопоставлять инспекторы при изучении компании, заявившей о ликвидации, и принимая решение о необходимости выездной проверки. Специалисты 1С-WiseAdvice изначально формируют налоговую отчетность, ориентируясь на риски конкретного бизнеса. Благодаря командной работе наших бухгалтеров и юристов ликвидация любой организации проходит без материальных и моральных потерь.



Темы
собственнику консалтинг налоговые проверки безопасность бизнеса
false
Заказ обратного звонка

Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Оставить заявку

Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных