WiseAdvice WiseAdvice
главбуху собственнику 47 минут на прочтение

Какие изменения ждут бизнес в новом 2024 году?

Денис Высоцкий

Автор: Денис Высоцкий руководитель группы методологии и контроля 1С-WiseAdvice

Общие вопросы

Обязательная подача уведомления о сумме исчисленных налогов

Основание: П. 12, 14 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ

Как былоКак сталоПлюсы/минусы
В 2023 году (во время переходного периода) разрешалось производить уплату налогов платежным поручением со статусом 02 с указанием реквизитов конкретного налога, такой порядок уплаты позволял налогоплательщику не подавать уведомление о сумме исчисленного налога. С 1 января 2024 года нельзя будет вместо уведомлений формировать платежные поручения. Налогоплательщики, которые в прошлом году перечисляли налоги платежными поручениями со статусом 02, необходимо будет перечислять деньги на ЕНС и подавать уведомления по налогам и взносам. Плюсы:
  • Уплата всех налогов осуществляется единым платежом по единым реквизитам. Это практически полностью исключит возможность ошибки влекущей за собой неуплату налога.
Минусы:
  • Увеличивается количество отчётности, которую необходимо сдавать в ФНС.

Контролируемые сделки

Расширение перечня лиц, признаваемых взаимозависимыми

Основание: Федеральный закон от 27.11.2023 № 539-ФЗ

Как былоКак сталоПлюсы/минусы
Не было таких критериев взаимозависимости. Теперь к взаимозависимым лицам также будут относиться:
  • Организации, в которых близкие родственники (супруг, родители, дети) имеют долю прямого или косвенного участия более 25 % или полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этих организаций, или полномочия по назначению (избранию) не менее 50 % состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) организаций.
  • Контролирующее лицо и контролируемая иностранная компания, которые признаются таковыми в соответствии со ст. 25.13 НК РФ.
  • Контролируемые иностранные компании, признаваемые такими в соответствии со ст. 25.13 НК РФ, у которых одно и то же контролирующее лицо.
Минусы:
  • Расширение перечня взаимозависимых лиц увеличит количество контролируемых сделок, а значит и вероятность доначисления налогов в рамках контрольных мероприятий. Увеличит затраты налогоплательщиков по подготовке документации обосновывающей рыночный характер цен в рамках контролируемых сделок.

Денис Высоцкий
Комментарий эксперта:
Указанные нововведения применяются к сделкам, заключенным, начиная с 1 января 2024 года (вне зависимости от даты заключения соответствующего договора)

Повышение штрафов при доначислении налогов по контролируемым сделкам

Основание: Федеральный закон от 27.11.2023 № 539-ФЗ

Как былоКак сталоПлюсы/минусы
Неуплата или неполная уплата налогоплательщиком сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках нерыночных условий:
  • Влечет взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 рублей (п.1 ст.129.3).
Ранее штрафы составляли:
  • Штраф за непредставление уведомления о контролируемых сделках составлял 5 000 руб.
  • За непредставление уведомления об участии в МГК или содержание недостоверных сведений – 50 000 руб.
  • За непредставление странового отчета или содержание недостоверных сведений – 100 000 руб.
Для контролируемых сделок, заключенных с 01.01.2024 года, за применение нерыночных цен вводятся следующие штрафы:
  • Штраф за применение нерыночных цен между взаимозависимыми лицами-резидентами составит 40 % от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 тыс. руб (пп.2 п.1 ст.129).
  • Штраф за применение нерыночных цен в контролируемых сделках с иностранными взаимозависимыми лицами, сделках с товарами в области внешней торговли или резидентами из оффшорного списка Минфина – в размере налога от дохода (соответствующей суммы корректировки по сделке), признаваемого дивидендом у источника выплаты, но не менее 500 тыс. руб.
За непредставление отчетности или отражение в ней недостоверных сведений будут применяться штрафы:
  • За непредставление уведомления о контролируемых сделках – 100 000 руб.
  • За непредставление уведомления об участии в МГК или содержание недостоверных сведений – 500 000 руб.
  • За непредставление странового отчета или содержание недостоверных сведений – 1 млн. руб.
  • За непредставление в установленный срок документации по конкретной сделке (группы однородных сделок) – 500 000 руб.
  • Непредставление консолидированной финансовой отчетности по МГК и финансовой отчетности участника МГК – 1 млн. руб.
Минусы:
Ужесточение санкций для тех налогоплательщиков, которые:
  • Осуществляют сделки с взаимозависимыми лицами на нерыночных условиях или применяют агрессивные подходы к установлению трансфертных цен.
  • Не представляют отчетность или предоставляют недостоверные сведения по контролируемым сделкам или деятельности МГК.

Изменение порядка установления цен для корректировки налоговой базы по контролируемым сделкам

Основание: Федеральный закон от 27.11.2023 № 539-ФЗ

Как былоКак сталоПлюсы/минусы
Для целей проведения корректировки налоговой базы по контролируемой сделке при отклонении фактических цен/рентабельности от рыночного интервала используется соответственно минимальное (продажа)/максимальное (покупка) значение интервала рыночной рентабельности. Для целей проведения корректировки налоговой базы, если в контролируемой сделке были использованы нерыночные цены, используется медианное (серединное) значение интервала рыночных цен.

В случае самостоятельной корректировки налоговой базы и возврата иностранной организацией в РФ сумм по анализируемой сделке, налогоплательщик может использовать минимальное или максимальное значение рыночного интервала рентабельности.
Минусы:
  • Новый подход приведет к увеличению суммы доначислений в случае выявления нарушений.

Изменение состава документации по ценообразованию в рамках контролируемых сделок и порядка ее предоставления

Основание: Федеральный закон от 27.11.2023 № 539-ФЗ

Как былоКак сталоПлюсы/минусы
В случае, если при проведении проверки цен по контролируемым сделкам налоговый орган располагает информацией о сопоставимых сделках, совершенных налогоплательщиком, другими сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми с указанным налогоплательщиком, то при сопоставлении таких сделок с анализируемой сделкой налоговый орган не вправе использовать иную информацию для определения интервала рыночных цен (п.6 ст.105.6).
  1. Для определения интервала рыночных цен по контролируемой сделке допускается использование информации о сопоставимых сделках налогоплательщика и (или) его взаимозависимого лицами, с лицами не признаваемыми взаимозависимыми (п. 6 ст. 105.3 НК РФ).

  2. Стало обязательным проведение функционального анализа при подготовке документации по ценообразованию в сделках с взаимозависимыми лицами.

Плюсы:
  • Нововведение допускает использование информации о сопоставимых сделках по всем взаимозависимым лицам, а не только контрагента по контролируемой сделке.
Минусы:
  • Обязательность применения функционального анализа для целей трансфертного ценообразования, который предполагает всесторонний учет фактических обстоятельств ведения бизнеса и совершения сделок.
  • Значительное повышение трудозатрат бухгалтерии на проведение анализа сопоставимости сделок между взаимозависимыми лицами и подготовку сопутствующих документов.

Изменили состав предоставляемой информации о контролируемых сделках

Основание: Федеральный закон от 27.11.2023 № 539-ФЗ

Как былоКак сталоПлюсы/минусы
Сведения о контролируемых сделках должны содержать следующую информацию:
  • год совершения сделки;
  • предметы сделок;
  • сведения об участниках сделок;
  • сумма полученных доходов и (или) сумма произведенных расходов по контролируемым сделкам (п.3 ст.105.16 НК РФ).
В состав уведомления о контролируемых сделках добавилась информация о:
  • Сведениях об условиях совершения сделки, а по товарным сделкам также сведения об условиях и о базисе поставки товаров, дате отгрузки товаров;
  • Сведения об использованных методах трансфертного ценообразования и источниках информации о сопоставимых сделках.
Минусы:
  • Необходимость проведения анализа трансфертного ценообразования и выбора его метода до подачи уведомления о контролируемых сделках.
  • Повышение работы бухгалтерии в части анализа и подготовки отчетности по контролируемым сделкам.

Введение переквалификации доначислений по трансфертному ценообразованию в дивиденды для налоговых целей

Основание: Федеральный закон от 27.11.2023 № 539-ФЗ

Как былоКак сталоПлюсы/минусы
Не было. В случае необходимости корректировки налоговой базы по налогам на прибыль, НДС, НДФЛ, НДПИ по результатам сделок, признаваемых контролируемыми и совершенных с иностранным лицом, или уменьшения убытка, по результатам проверки инспекции или в случае самостоятельной корректировки налоговой базы, сумма корректировки приравнивается к дивидендам, полученным от источников в РФ и облагается по ставке 15 %.

Налог разрешается не уплачивать в следующих случаях:
  • Иностранная организация вернула доход, полученный в результате корректировки налоговой базы, путем перечисления суммы денежных средств, соответствующий размеру такой корректировки, на счет налогоплательщика в банке, находящемся на территории РФ, до наступления срока уплаты соответствующего налога за налоговый период, в котором совершена сделка между взаимозависимыми лицами.
  • Иностранная организация вернула доход (описанный выше) после наступления срока уплаты соответствующего налога за налоговый период, в котором совершена контролируемая сделка, при одновременном соблюдении следующих условий:
    • возврат осуществлен до вынесения решения о проведении проверки налоговым органом;
    • налогоплательщиком при определении налоговой базы по налогу на прибыль учтены доходы в виде процентов за пользование денежными средствами иностранной компанией, рассчитываемые по ставке, равной 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ, за каждый день пользования денежными средствами таким лицом считая с даты выплаты налогоплательщиком указанного дохода до даты, прямо предшествующей дню возврата ему такого дохода (включительно).
Плюсы:
  • Своевременный анализ контролируемых сделок, самостоятельные корректировки по трансфертному ценообразованию и возврат излишне уплаченных за рубеж денежных средств в РФ позволяет избежать доначисление налогов.
Минусы:
  • Повышение налогового бремени в связи с приравниванием суммы корректировки к дивидендам и необходимости удержать налог из указанной суммы у источника выплаты дохода.

Внесение изменений в перечень контролируемых сделок

Основание: Федеральный закон от 27.11.2023 № 539-ФЗ

Как былоКак сталоПлюсы/минусы
Не было. Пункт 4 ст.105.14 НК РФ дополнен условиями признания сделок неконтролируемыми:
  1. Сделки, одной из сторон которых является организация, удовлетворяющая одновременно следующим требованиям:

    • Местом регистрации либо местом налогового резидентства указанной организации является иностранное государство, с которым заключен договор об избежании двойного налогообложения, действие которого приостановлено в соответствии с указом Президента РФ от 8 августа 2023.
    • Указанная организация в соответствии со своим личным законом является экспортно-кредитным агентством и (или) банком.
    • Указанная организация и иные участники таких сделок не признаются в соответствии со статьей 105.1 НК РФ взаимозависимыми лицами.
    • Отсутствуют обстоятельства для признания таких сделок контролируемыми в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 ст.105.14.

  2. Сделки, в результате которых у налогоплательщика возникли долговые обязательства, указанные в пп.8 п. 2 статьи 310 НК РФ.

  3. Сделки, одной из сторон которых является организация, местом регистрации либо местом налогового резидентства которой является иностранное государство (территория), с которым заключен договор об избежании двойного налогообложения, действие которого приостановлено в соответствии с указом Президента РФ от 8 августа 2023 года при условии, что договоры, на основании которых совершены указанные сделки:

    • Заключены до 1 марта 2022 года;
    • Порядок определения цен и (или) методик ценообразования в указанных сделках не изменялся после 1 марта 2022 года;
    • Указанные сделки не соответствуют действовавшим по состоянию на 1 марта 2022 года условиям признания сделок контролируемыми сделками в соответствии с п.1 и п.3 ст.105.14.».

Плюсы:
  • Исключение указанных сделок из перечня контролируемых

Минусы:
  • У налогоплательщика может возникнуть вопрос относительно доказательной базы неизменности порядка определения цен (как применять данное условие на практике)

НДС

Упрощен порядок подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте

Основание: П. 3 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Закона от 19.12.2022 № 549-ФЗ

Как былоКак сталоПлюсы/минусы
Для подтверждения нулевой ставки НДС в ИФНС предоставлялись контракт и таможенная декларация. Вместо контракта и таможенной декларации возможно подать реестр документов в электронной форме, который содержит сведения из декларации и экспортного контракта. Отменена необходимости подачи контракта в бумажном виде. Плюсы:
  • Сокращение документооборота.

Уточнение налоговой базы по НДС при неподтвержденном экспорте

Основание: П. 4 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Закона от 19.12.2022 № 549-ФЗ

Как былоКак сталоПлюсы/минусы
Если документы (их копии), указанные в статье 165 НК, экспортер не собрал в 180-дневный срок и не предоставил в ФНС, моментом определения налоговой базы по НДС при экспорте является день отгрузки или оплаты. Если документы (их копии), указанные в статье 165 НК, экспортер не собрал в 180-дневный срок, моментом определения налоговой базы по НДС является последнее число квартала, в котором истекает указанный срок. Плюсы:
  • Отпадает необходимость предоставления уточненной налоговой декларации за тот период, в котором была произведена отгрузка товаров на экспорт.
  • Не придется уплачивать пени за несвоевременную уплату налога в связи с несоблюдением сроков сбора подтверждающих документов.

Льгота по НДС услуг общепита зависит от среднемесячных выплат сотрудникам

Основание: Федеральный закона от 02.07.2021№ 305-ФЗ , Письмо Минфина России от 14.02.2023 №03-07-07/12084

Как былоКак сталоПлюсы/минусы
Ранее пп.38 п.3 ст.149 содержал лишь два условия для освобождения:
  • Сумма дохода за предшествующий календарный год не должна была превышать 2 млрд. руб.
  • Если за предшествующий календарный год удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов такой организации или индивидуального предпринимателя составил не менее 70 процентов
С 01.01.2024 года вводится дополнительное требование к применению льготы по НДС:
  • Среднемесячный размер начисленных выплат сотрудникам за прошлый год должен быть не ниже региональной среднемесячной зарплаты.
Среднемесячный размер начисленных выплат определяют на основании Расчета по страховым взносам за год и среднесписочной численности персонала за тот же период.
Минусы:
  • Появление дополнительного требования для применения льготы по НДС.
  • Для того, чтобы сохранить или воспользоваться льготой по НДС в 2024 году, предприятиям общепита необходимо задуматься, чтобы среднемесячный размер начисленных выплат сотрудникам за 2023 год был не ниже региональной среднемесячной зарплаты.

Расширение перечня детских товаров, облагаемых НДС по ставке 10 процентов

Основание: Закон от 19.10.2023 № 504-ФЗ

Как былоКак сталоПлюсы/минусы
Не было предусмотрено. Пониженную ставку НДС можно применять при реализации детской мебели, школьно-письменных принадлежностей (перечень уточнен пп.2 п.2 ст.164) велосипедов и автокресел; бутылочек, сосок, горшков и пеленок. Плюсы:
  • Уменьшение налоговой нагрузки при реализации отдельных видов товаров.

Изменение перечня медицинских товаров, облагаемых НДС по ставке 10 процентов

Основание: Постановление Правительства от 16.09.2023 № 1513

Как былоКак сталоПлюсы/минусы
Указанные товары включались в список облагаемых НДС по ставке 10% при ввозе на территорию ЕАЭС. Из перечня товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, ввоз которых в РФ облагается НДС по ставке 10 процентов, исключили в том числе товары по коду 3006910000 (приспособления, идентифицируемые как приспособления для стомического использования), а также следующие виды товаров: парфюмерные, косметические или туалетные средства прочие; бюстгальтеры, пояса, корсеты, подвязки и аналогичные изделия; выкройки одежды; посуда столовая, кухонная и прочие хозяйственные и туалетные изделия из керамики, кроме фарфора. Минусы:
  • Сокращение перечня товаров, облагаемых по ставке 10%, повышение налоговой нагрузки.

Уточнение перечня медицинских товаров, освобожденных от НДС (постановление Правительства от 30.09.2015 № 1042)

Основание: Постановление Правительства от 16.09.2023 № 1513

Как былоКак сталоПлюсы/минусы
Не было предусмотрено. В перечень товаров, ввоз и реализация которых освобождены от НДС, для позиции 14 «Приборы и аппараты для лечения, наркозные» включили товары по ОКПД2:
  • 32.50.22.130 «Зубы искусственные»;
  • 32.50.22.181 «Линзы интраокулярные»;
  • 32.50.22.189 «Протезы интраокулярные прочие».
Плюсы:
  • Расширился перечень товаров, освобожденных от НДС, снижение налоговой нагрузки.

Уточнили заявительный порядок возмещения НДС

Основание: П. 10 ст. 2, ч. 9 ст. 13 Закона от 31.07.2023 № 389-ФЗ

Как былоКак сталоПлюсы/минусы
Ранее условие заявительного порядка возмещения НДС ограничивалось стоимостным критерием – уплаченные налоги за три предыдущих года должны быть не менее 2 млрд руб. С 01.01.2024 для применения заявительного порядка возмещения НДС организации, помимо условия уплаты налогов за три предыдущих года в размере не менее 2 млрд руб. (подп. 1 п. 2 ст. 176.1 НК) теперь необходимо выполнять условие об отсутствии возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве). Минусы:
  • Установление дополнительного критерия применения заявительного порядка возмещения НДС ограничивает перечень компаний, имеющих право воспользоваться данной процедурой.

Льгота по НДС не применяется к апартаментам

Основание: Подп. «в» п. 2 ст. 2, ч. 7 ст. 13 Закона от 31.07.2023 № 389-ФЗ

Как былоКак сталоПлюсы/минусы
В соответствии с пп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ от налогообложения НДС освобождались услуги застройщика, оказываемые по договорам участия в долевом строительстве, предусматривающим передачу застройщиком участнику долевого строительства объекта по договору участия в долевом строительстве, в том числе в виде нежилых помещений в многоквартирном доме. С 01.01.2024 г. застройщики не могут применять льготу по освобождению от уплаты НДС, которая предусмотрена для договоров долевого участия в строительстве многоквартирных домов, к строительству помещений, предназначенных для временного проживания (без права на постоянную регистрацию), включая апартаменты.

Такой льготой можно воспользоваться только в отношении нежилых помещений – гаражей, машино-мест, входящих в состав многоквартирного дома (подп. 23 п. 3 ст. 149 НК).
Минусы:
  • Уточнение перечня объектов нежилых помещений исключает возможность освобождения НДС по дополнительным видам нежилых помещений (апартаментов).

Налог на прибыль

Утверждена новая форма налогового расчета по доходам, выплаченным иностранным организациям

Основание: Приказ ФНС от 26.09.2023 № ЕД-7-3/675@

Как былоКак сталоПлюсы/минусы
Расчет по доходам, выплаченным иностранным организациям, подавался обычно только в случае возникновения дохода иностранной компании, который подлежал обложению налогом у налогового агента. По доходам, которые не подлежали обложению налогом у налогового агента на основании п.2 ст. 309 НК РФ (приобретение товаров, работ, услуг) или в связи с применением положений международных договоров, налоговые органы обычно не настаивали на подаче данного расчета. Форма была скорректирована в связи с изменениями внесенными в НК РФ в середине 2023 года (изменение даты на которую определяется курс валюты для исчисления суммы налога в рублях – с даты уплаты налога на дату перечисления дохода), а также в виду позиции ВС РФ о том, что налоговый агент должен отражать в расчете в том числе и суммы доходов, выплачиваемых иностранным компаниям по операциям не подлежащим обложению у налогового агента.

Обновленную форму необходимо сдать уже за 2023 года до 25 марта 2024 года.
Плюсы:
  • Не нужно пересчитывать сумму налога на дату выплаты дохода и дату уплаты налога, избежание разниц в расчетах.
Минусы:
  • Налоговым агентам придется раскрывать больше информации о сделках с иностранными контрагентами. По факту все операции по выплате доходов иностранным контрагентам теперь должны будут раскрываться в налоговом расчете.

Денис Высоцкий
Комментарий эксперта:
Обновленную форму необходимо сдать уже за 2023 года до 25 марта 2024 года.

Введение штрафов за неподачу расчета о выплаченных иностранным организациям доходах

Основание: Федеральный закон от 31.07.2023 №389-ФЗ

Как былоКак сталоПлюсы/минусы
Штраф за непредставление расчета о выплаченных организациям доходов составлял 200 руб. по ст.126 НК РФ. В случае несдачи налоговым агентом расчета сумм выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, инспекторы вправе:
  • Приостановить операции по счетам налогоплательщика (п.3.2 ст.76 НК РФ);
  • Взыскать штраф в размере 5% неуплаченной суммы налога за каждый полный или неполный месяц со дня ее представления (не более 30% указанной суммы и не менее 1 тыс. руб.) (п.1 ст.119).
Минусы:
  • Значительное увеличение суммы штрафных санкций за несоблюдение требований закона.

Введение налога у источника на внутригрупповые услуги

Основание: Федеральный закон от 27.11.2023 № 539-ФЗ

Как былоКак сталоПлюсы/минусы
Внутригрупповые работы/услуги (кроме международной перевозки), приобретаемые у иностранного взаимозависимого лица, не облагались налогом у налогового агента. Иностранный поставщик получал доход в полном объеме. Любые работы/услуги, приобретаемые российской компанией у иностранного взаимозависимого лица, будут облагаться налогом у источника по ставке 15%. Минусы:
  • Дополнительное внимание со стороны налоговых органов.
  • Увеличение налоговой нагрузки и повышение цен на внутригрупповые услуги на сумму удерживаемого налога.
  • Если на текущий момент есть задолженность по таким работам/услугам, то при ее оплате в 2024 году из указанной суммы также будет необходимо удержать налог у источника выплаты. Поэтому рекомендуем погасить эту задолженность до конца 2023 года.

Денонсировано соглашение об избежании двойного налогообложения с Данией

Основание: Информация Минфина от 19.07.2023

Как былоКак сталоПлюсы/минусы
Действовало СИДН. Денонсация соглашения не применяется к любым доходам, полученным с 1 января 2024 года, а также к налогам, взимаемым с этой даты. Минусы:
  • Приведет к увеличению налоговой нагрузки на плательщиков — налоговых резидентов РФ, так как налоги придется платить в бюджет обеих стран в полном объеме.

Денонсировано соглашение об избежании двойного налогообложения с Латвией

Основание: Закон от 28.02.2023 № 40-ФЗ, информационное сообщение Минфина 19.07.2023

Как былоКак сталоПлюсы/минусы
Действовало СИДН. Соглашение прекращает свое действие с 1 января 2024 года в отношении:
  • налогов, удерживаемых у источника, на доходы, возникающие 1 января или после 1 января 2024 года;
  • других налогов на доходы и капитал - для налогов, относящихся к любому налоговому году, начинающемуся 1 января или после 1 января 2024 года.
Минусы:
  • Приведет к увеличению налоговой нагрузки на плательщиков — налоговых резидентов РФ, так как налоги придется платить в бюджет обеих стран в полном объеме.

Разрешили вводить пониженную ставку налога на прибыль для большего количества доходов от использования результатов интеллектуальной деятельности

Основание: Закон от 28.04.2023 № 166-ФЗ

Как былоКак сталоПлюсы/минусы
Предусматривалась возможность применения пониженной ставки для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность по предоставлению по лицензионному договору прав использования результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат налогоплательщику и зарегистрированы в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. С 01.01.2024 года законами субъектов РФ пониженная ставка по налогу на прибыль может распространяться на случаи предоставления по лицензионному договору прав использования следующих результатов интеллектуальной деятельности:
  • изобретения, полезные модели и промышленные образцы, если они удостоверены патентами, выданными Роспатентом;
  • селекционные достижения, если они удостоверены патентами, выданными федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям;
  • зарегистрированные федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем (п. 1.8-3 ст. 284 НК РФ).
Плюсы:
  • Снижение налоговой нагрузки в связи с расширением перечня результатов интеллектуальной деятельности, права на которые передаются по лицензионному договору.

Налог на имущество

Сокращение срока подачи Декларации по налогу на имущество

Основание: П. 109 ст. 2, ч. 3 ст. 13 Закона от 31.07.2023 № 389-ФЗ

Как былоКак сталоПлюсы/минусы
Декларацию подавали не позднее 25 марта года, следующего за отчетным. Декларацию по налогу на имущество организации должны сдавать не позднее 25 февраля года, следующего за отчетным. Минусы:
  • Увеличение работы бухгалтерии в связи с сокращением срока на подготовку декларации.

Сокращение срока подачи уведомления о единой декларации по налогу на имущество

Основание: п. 109 ст. 2, ч. 3 ст. 13 Закона от 31.07.2023 № 389-ФЗ

Как былоКак сталоПлюсы/минусы
Уведомление подавали не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. Подать Уведомление о порядке представления налоговой декларации в одну инспекцию на территории субъекта РФ необходимо не позднее 1 февраля года, в котором организация подает декларацию. Минусы:
  • Сократится срок на подготовку декларации.

Прекращение начисления налога на имущество без заявления при гибели объекта

Основание: Федеральный закон от 31.07.2023 №389-ФЗ

Как былоКак сталоПлюсы/минусы
Налогоплательщик подавал Заявление о гибели или уничтожении объекта налогообложения по налогу на имущество с приложением подтверждающих документов (существовал заявительный порядок прекращения налога). В случае, если налогоплательщик не представил в налоговый орган заявление о гибели или уничтожении объекта налогообложения, исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с НК РФ и другими федеральными законами (вводится беззаявительный порядок прекращения начисления налога). Плюсы:
  • Прекращение начисления налога по результатам его гибели без подачи уведомления в инспекцию.

Упрощенная система налогообложения

Прописали порядок уплаты УСН при переезде в другой регион

Основание: Подпункт «а» пункта 90 статьи 2, пункт 3 статьи 13 Закона от 31.07.2023 № 389-ФЗ

Как былоКак сталоПлюсы/минусы
Порядок расчета налогов при переезде в другой регион гл. 26.2 НК РФ не был определен. Налогоплательщики руководствовались Письмом Минфина России от 09.03.2016 N 03-11-11/13037. Организации и ИП на упрощенке, которые переезжают в другой регион, при расчете налога или авансовых платежей должны применять ставки региона по новому месту регистрации. Плюсы:
  • Фактически поправки в налоговый кодекс закрепили письменные разъяснения Минфина. У налогоплательщика исключаются налоговые риски ввиду применения неверной ставки обложения дохода.

Установили коэффициент-дефлятор на 2024

Основание: Приказ Минэкономразвития от 23.10.2023 № 730

Как былоКак сталоПлюсы/минусы
В 2023 году коэффициент-дефлятор составлял 1,257.
  • Коэффициент-дефлятор в 2024 году составит 1,329.
  • Компании и ИП, применяющие режим УСН, в 2024 году считают налог по обычным ставкам, пока их доход не превысит 199,35 млн руб. (150 000 000 руб. × 1,329).
  • Повышенные ставки в 2024 году начинают применяться при доходах свыше 199,35 млн до 265,8 млн руб. (200 000 000 руб. × 1,329).
  • Компания может воспользоваться правом перехода на УСН с 01.01.2024, если ее доход за девять месяцев 2023 года не превысит 149,51 млн руб.
Плюсы:
  • Индексация повышает стоимостной порог сохранения права на УСН в 2024 году (не более 265,8 млн руб.)

ЕСХН

Расширен перечень видов сельхозпродукции для применения ЕСХН

Основание: Постановление Правительства от 03.06.2023 № 92

Как былоКак сталоПлюсы/минусы
Не были включены. В перечень видов продукции, относимой к сельскохозяйственной, и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, добавились:
  • шкуры животных невыделанные, не включенные в другие группировки (шкурки сырые или законсервированные, но необработанные);
  • мясо и субпродукты пищевые прочие парные остывшие, охлажденные или замороженные;
  • жиры и масла и их фракции из морских млекопитающих;
  • кость поделочная;
  • сырье эндокринно-ферментное непищевое прочее.
Плюсы:
  • Расширился перечень компаний, имеющих возможность использовать режим ЕСХН.

Транспортный налог

Уточнен перечень транспортных средств, которые не являются объектами налогообложения

Основание: пп. «а» п. 98 ст. 2, ч. 3 ст. 13 Закона от 31.07.2023 № 389-ФЗ

Как былоКак сталоПлюсы/минусы
В прошлой редакции (пп.5 п.2 ст.358) к специальным машинам были отнесены: молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы. В новой редакции не являются объектом налогообложения тракторы, самоходные комбайны, самоходные машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, специальные и специализированные автотранспортные средства, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции (пп.5 п.2 ст.358 НК РФ). Плюсы:
  • Самоходные, специальные и специализированные автотранспортные средства представлены как отдельные группы объектов налогообложения без их детализации, что позволяет налогоплательщику внутри каждой группы самостоятельно определять перечень облагаемых объектов.

Утвержден порядок исчисления налога при переезде в другой регион

Основание: пп. «в» п. 101 ст. 2, ч. 3 ст. 13 Закона от 31.07.2023 № 389-ФЗ

Как былоКак сталоПлюсы/минусы
В случае, если транспортное средство в течение налогового (отчетного) периода изменило место своего нахождения, то сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) исчисляется по новому месту нахождения транспортного средства с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошли такие изменения (пп.3.6 п.3.1ст.362). Плюсы:
  • Разъяснение порядка исчисления налога при переезде в другой регион исключает возможность его неверного расчета.

Уточнен порядок уплаты налога по транспортным средствам, которые находятся в розыске (угоне)

Основание: пп. «в» п. 101 ст. 2, ч. 3 ст. 13 Закона от 31.07.2023 № 389-ФЗ, приказ ФНС от 11.08.2023 № СД-7-21/534@

Как былоКак сталоПлюсы/минусы
На основании пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ транспортные средства, находящиеся в розыске, а также транспортные средства, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска соответствующего транспортного средства до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано, не являются объектом налогообложения. Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса. Вводится порядок начисления налога в отношении транспортных средств, находящихся в розыске (хищении). По ним налог прекращает начисляться с первого числа месяца начала розыска и до месяца его возврата лицу, на которого оно зарегистрировано на основании заявления налогоплательщика. В случае, если налогоплательщик к заявлению не приложил подтверждающие документы, налоговый орган может запросить их самостоятельно у уполномоченных органов (пп.3.5 п.3 ст.358). Плюсы:
  • Введение беззаявительного порядка освобождает налогоплательщика от сбора подтверждающих розыск транспортного средства документов.

НДФЛ

Изменение порядка уплаты НДФЛ

Основание: Федеральный закон от 27.11.2023 № 539-ФЗ

Как былоКак сталоПлюсы/минусы
НДФЛ уплачивался налоговыми агентами один раз в месяц в составе единого налогового платежа не позднее 28 числа текущего месяца (в последний рабочий день - дополнительно в декабре) за период с 23 числа предшествующего месяца (с 1 числа – в январе) по 22 число текущего месяца (с 23 декабря по последний день – дополнительно в декабре).

Уведомление о сумме исчисленного налога соответственно предоставлялось 25 числа текущего месяца (в последний рабочий день – дополнительно в декабре)
С 01.01.2024 года налоговые агенты (организации и ИП выплачивающие доходы физическим лицам) уплачивают НДФЛ дважды в месяц:
  • в отношении исчисленных и удержанных сумм НДФЛ за период с 1 числа месяца по 22 число месяца – 28 числа текущего месяца
  • в отношении исчисленных и удержанных сумм НДФЛ за период с 23 числа месяца по последний день месяца – не позднее 5 числа следующего месяца
Соответственно уведомления о начисленной сумме налога также предоставляются два раза в месяц не позднее 25 числа текущего месяца и 3 числа следующего месяца.
Минусы:
  • Необходимость дважды в месяц аккумулировать средства для уплаты налога.
  • Существенное увеличение работы бухгалтерии.

Освобождение от НДФЛ дохода в виде права использования результата интеллектуальной деятельности

Основание: П.1 ст 1, ст. 2 Закона от 02.11.2023 № 523-ФЗ

Как былоКак сталоПлюсы/минусы
Ранее ст.217 НК РФ не содержала данные пункты. От обложения НДФЛ освобождаются доходы в виде права использования результата интеллектуальной деятельности, созданного при выполнении государственного или муниципального контракта:
  • которое передано налогоплательщику государственным или муниципальным заказчиком безвозмездно;
  • которое предоставлено по требованию государственного или муниципального заказчика обладателем исключительного права на такой результат интеллектуальной деятельности налогоплательщику для государственных или муниципальных нужд.
Плюсы:
  • Расширен перечень доходов, не подлежащих налогообложению НДФЛ.

Освобождение от НДФЛ доходов в виде исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, изобретение, полезную модель, промышленный образец, селекционное достижение или секрет производства (ноу-хау)

Основание: П.1 ст 1, ст. 2 Закона от 02.11.2023 № 523-ФЗ

Как былоКак сталоПлюсы/минусы
Ранее ст.217 НК РФ не содержала данные пункты. С 1 января 2024 года от НДФЛ освобождаются доходы в виде исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, на изобретение, полезную модель, промышленный образец, селекционное достижение или секрет производства (ноу-хау), созданные при выполнении государственного или муниципального контракта. Плюсы:
  • Расширен перечень доходов, не подлежащих налогообложению НДФЛ.
  • Установили лимиты необлагаемых НДФЛ сумм суточных или полевого довольствия работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также надбавки за вахтовый метод работы взамен суточных

    Основание: Пункт 28 статьи 2, пункт 3 статьи 13 Закона № 389-ФЗ

    Как былоКак сталоПлюсы/минусы
    Ранее ст.217 НК РФ не содержала сведения о нормировании сумм суточных или полевого довольствия работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, и работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, а также надбавки за вахтовый метод работы взамен суточных лицам, выполняющим работы вахтовым методом, в том числе за время в пути от места нахождения работодателя (места сбора) до места работы и обратно. Данные суммы суточных полностью не облагались НДФЛ. Лимиты по указанным выплатам составляют в день при выполнении работы (нахождении в пути):
    • 700 руб. – на территории РФ
    • 2500 руб. — за границей
    Минусы:
    • Повышение налогового бремени сотрудника организации.
    • Увеличение объема работы бухгалтерии: дополнительный контроль за суммами выплачиваемых суточных, формирование дополнительных документов в программе начисления заработной платы.

    Упростили порядок получения социальных налоговых вычетов по НДФЛ

    Основание: Пункт 31 статьи 2, пункты 7, 26 статьи 13 Закона № 389-ФЗ

    Как былоКак сталоПлюсы/минусы
    Для получения социального налогового вычета по НДФЛ налогоплательщик предоставлял в инспекцию документы, подтверждающие расходы на обучение и медицинские услуги (пп.3 п.1 ст.219). Вместо налогоплательщика подтверждающие документы для получения социального вычета за обучение и медицинские услуги, теперь может предоставить непосредственно сам исполнитель услуг – образовательная или медицинская организация. Такие документы налоговая разместит в личном кабинете налогоплательщика (пп.2, пп.3 п.1 ст.219). Плюсы:
    • Налогоплательщик может обратиться к организации, оказывающей медицинские услуги или услуги обучения, с просьбой направить пакет подтверждающих расходы документов непосредственно в налоговую инспекцию.
    Минусы:
    • У поставщика медицинских услуг или услуг обучения отсутствует заинтересованность в подаче таких подтверждающих документов, поэтому существует риск их несвоевременной подачи или подачи не в полном объеме.

    Расширился перечень лиц, имеющих право на получение вычета по НДФЛ на обучение по очной форме

    Основание: Пункт 31 статьи 2, пункты 7, 26 статьи 13 Закона № 389-ФЗ

    Как былоКак сталоПлюсы/минусы
    Ранее вычет предоставлялся на брата (сестру) обучающегося в случаях оплаты налогоплательщиком обучения брата (сестры) в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (абз.6. пп.2 п.1ст.219). Супруг (супруга) имеют право на получение социального налогового вычета на обучающегося по очной форме в образовательной организации. Плюсы:
    • Расширение перечня лиц, имеющих возможность получения социального вычета по НДФЛ.

    Ввели норматив освобождения от НДФЛ возмещения расходов дистанционным работникам

    Основание: Пункт 28 статьи 2, пункт 3 статьи 13 Закона № 389-ФЗ

    Как былоКак сталоПлюсы/минусы
    Ранее п.1 ст.217 НК РФ не содержал данной нормы. В случае документального подтверждения фактически произведенных расходов за использование личного оборудования на дистанционке, сумма выплачиваемой компенсации освобождается от НДФЛ в полном размере, в противном случае - выплачивается в размере 35 рублей за каждый рабочий день. Минусы:
    • Увеличение налогового бремени.

    Изменился порядок налогообложения доходов дистанционных работников за выполнение трудовых функций

    Основание: Пункты 21, 35 статьи 2, пункт 7 статьи 13 Закона № 389-ФЗ

    Как былоКак сталоПлюсы/минусы
    К работающим за границей по трудовому договору с российской организацией или подразделением иностранной компании, зарегистрированной в РФ применялись положения ст.207, ст.209 и ст.224 НК РФ.

    Сотрудники, работающие по трудовому договору с российской организацией, при фактическом нахождении за границей свыше 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев признавались налоговыми нерезидентами, а следовательно, не являлись плательщиками НДФЛ.
    Теперь к доходам от источников в РФ будут относиться доходы дистанционных работников, с которыми заключены трудовые договоры российской организацией или подразделением иностранной организации, зарегистрированной в РФ. К доходам таких работников будут применяться ставки 13% или 15% (по доходам свыше 5 млн руб.) независимо от статуса налогового резидентства.

    Статус налогового резидентства для данной категории работников утрачивает свой смысл.
    Минусы:
    • Доходы работника переходят в разряд облагаемых вне зависимости от его налогового статуса (налоговый резидент или налоговый нерезидент).

    Повышение социальных вычетов по НДФЛ

    Основание: П. 1 ст. 1, п. 2 ст. 2 Закона от 28.04.2023 № 159-ФЗ

    Как былоКак сталоПлюсы/минусы
    Максимальный размер социального налогового вычета по расходам на обучение ребенка составлял с 50 000 руб. Предельный размер социального налогового вычета по расходам на собственное обучение, лечение и покупку лекарств составлял с 120 000 руб. Сумма максимального социального налогового вычета по фактическим расходам на обучение ребенка увеличена до 110 000 руб. Максимальный размер социального налогового вычета по расходам на собственное обучение, лечение и покупку лекарств увеличен до 150 000 руб. Плюсы:
    • Возможность получения налогоплательщиком социального вычета по НДФЛ в большем размере, чем ранее было установлено ранее.

    Утвержден коэффициент-дефлятор по НДФЛ на 2024 год

    Основание: Приказ Минэкономразвития России от 23.10.2023 № 730

    Как былоКак сталоПлюсы/минусы
    Коэффициент-дефлятор для целей НДФЛ составлял 2,270. Коэффициент-дефлятор для целей НДФЛ вырос с 2,270 до 2,400. Минусы:
    • Рост коэффициента-дефлятора привел к увеличению фиксированных авансовых платежей по НДФЛ с иностранцев, которые работают по патенту.

    Страховые взносы

    Нормирование компенсации дистанционным работникам за использование личного оборудования

    Основание: Пункт 123 статьи 2, пункт 3 статьи 13 Закона № 389-ФЗ

    Как былоКак сталоПлюсы/минусы
    Ранее п.1 ст.422 НК не содержал данной нормы. В случае документального подтверждения фактически произведенных расходов за использование личного оборудования на дистанционке, сумма выплачиваемой компенсации освобождается от уплаты страховых взносов в полном размере, в противном случае - выплачивается в размере 35 рублей за каждый рабочий день. Минусы:
    • Увеличение налогового бремени.

    Утвердили размер предельной базы по взносам на 2024 год

    Основание: Постановление Правительства от 10.11.2023 № 1883

    Как былоКак сталоПлюсы/минусы
    Размер предельной базы по страховым взносам на 2023 год составлял 1 917 000 руб. Предельная база по страховым взносам на 2024 год повышена до 2 225 000 руб. Для взносов на травматизм предельная база не устанавливается.

    Предельная величина базы влияет на расчет взносов. Если страхователь применяет общий тариф, то к выплатам в пределах величины облагаемой базы применяют тариф 30 процентов. С выплат свыше величины облагаемой базы – тариф 15,1 процента.
    Плюсы:
    • Возможность применять более низкий уровень тарифа при превышении размера предельной базы по страховым взносам, что позволяет снизить налоговую нагрузку налогоплательщика.
    • Величина предельной базы напрямую влияет на сумму исчисленных страховых взносов по физическому лицу. Если выплаты осуществляются в пределах облагаемой базы, то страхователь применяет общий тариф 30%. Для выплат, превышающих предельный размер, применяется пониженный тариф 15,1%. Доход сотрудников с высоким уровнем нарастающим итогом с начала года может превысить размер предельной базы. В этом случае налогоплательщик будет применять более низкий тариф страховых взносов.

    Установили для ИП размер фиксированного страхового взноса на 2024 год

    Основание: Пункт 124 статьи 2, пункт 3 статьи 13 Закона № 389-ФЗ

    Как былоКак сталоПлюсы/минусы
    Размер фиксированных страховых взносов на 2023 год составляет 45 842 руб.

    При доходах свыше 300 000 руб. дополнительно необходимо уплатить 1% с суммы превышения. Максимальная сумма дополнительных взносов в 2023 году - 257 061 руб.
    На 2024 год фиксированные размеры взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование составляют 49 500 руб., при условии, что доход ИП не превышает 300 000 руб.

    В случае превышения дохода свыше 300 000 руб. размер страховых взносов составит 1% с суммы превышения, но не более 277 571 руб.
    Минусы:
    • Увеличивается налоговая нагрузка на ИП.

    Установили лимиты необлагаемых страховыми взносами сумм суточных или полевого довольствия работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также надбавки за вахтовый метод работы взамен суточных

    Основание: Пункт 123 статьи 2, пункт 3 статьи 13 Закона № 389-ФЗ

    Как былоКак сталоПлюсы/минусы
    Ранее расходы на суточные, выплачиваемые сотрудникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, признавались компенсационными выплатами и не облагались страховыми взносами (Письмо Минфина России от 20.05.2021 N 03-15-06/38668.) Предельный размер суточных по указанным выплатам составляет 700 руб. в день при выполнении работы (нахождении в пути) на территории РФ и 2500 руб. за границей. Минусы:
    • Увеличение налоговой нагрузки налогоплательщика.

    Введено дополнительное условие для применения пониженного тарифа взносов 15 процентов для страхователей в сфере общепита

    Основание: Пункт 18 статьи 10 Закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ, пункт 13.1 статьи 427 НК

    Как былоКак сталоПлюсы/минусы
    пп.38 п.3 ст.149 содержал лишь два условия для освобождения:
    • Сумма дохода за предшествующий календарный год не должна была превышать 2 млрд. руб.
    • Если за предшествующий календарный год удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов такой организации или индивидуального предпринимателя составил не менее 70 процентов.
    Появилось дополнительное условие для применения пониженного тарифа страховых взносов - среднемесячный размер начисленных выплат сотрудникам за прошлый год должен быть не ниже региональной среднемесячной зарплаты. Среднемесячный размер начисленных выплат определяют на основании Расчета по страховым взносам. Минусы:
    • Появление дополнительного требования для применения пониженного тарифа страховых взносов.
    • Важно уже сейчас задуматься о выполнении данного критерия по результатам 2023 года, чтобы иметь возможность пользоваться льготой в 2024 году

    Прочее

    Утвердили порядок постановки на учет иностранных компаний при оказании электронных услуг физическим лицам

    Основание: Подп. «в» п. 30 ст. 1, ч. 9 ст. 13 Закона от 31.07.2023 № 389-ФЗ

    Как былоКак сталоПлюсы/минусы
    Ранее пп.4.6 ст.83 НК РФ не содержал уточняющей информации относительно субъектов, которым предоставляются услуги в электронной форме, хотя п.1 ст.174.2 такую информацию содержал. Встать на учет в качестве плательщика НДС или сняться с такого учета обязаны иностранные организации либо их иностранные посредники, оказывающие электронные услуги физическим лицам, не являющимися индивидуальными предпринимателями. Плюсы:
    • По сути устранены неточности между пп.4.6 ст.83 и п.1 ст.174.2 НК РФ в обозначении субъектов, которым предоставляются услуги в электронной форме.

    Вводится требование о месте хранения бухгалтерских документов и баз данных

    Основание: Абз. 1 п. 25 ФСБУ 27/2021, п. 2 приказа Минфина от 16.04.2021 № 62н

    Как былоКак сталоПлюсы/минусы
    До 01.0.2024 норма абз.1 п.25 ФСБУ 27/2021 была необязательна. Экономический субъект должен хранить документы бухгалтерского учета, а также данные, содержащиеся в таких документах, и размещать базы указанных данных на территории России. Плюсы:
    • Повышается уровень сохранности документов бухгалтерского учета в печатном и электронном виде.

    С 1 марта 2024 года представитель организации, которая должна сдавать электронные декларации, обязан иметь электронную доверенность

    Основание: Федеральный закон от 31.07.2023 №389-ФЗ, Письмо ФНС России от 18.10.2023 №3Г-3-26/13425

    Как былоКак сталоПлюсы/минусы
    Не было такого требования. С 1 марта 2024 года обязательным условием сдачи организацией декларации в электронной форме выступает у ее уполномоченного представителя наличие электронной доверенности с усиленной квалифицированной подписью доверителя.

    Данное требование распространяется на доверенности, которые будут совершаться и применяться для подтверждения полномочий уполномоченных представителей после 01.03.2024.
    Минусы:
    • Возможные трудности, связанные с получением электронной доверенности

    НКО смогут работать без печати

    Основание: Закон от 02.11.2023 № 525-ФЗ, п. 4 ст. 3, п. 1.2 ст. 9.1 Закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ

    Как былоКак сталоПлюсы/минусы
    Ранее НКО была обязана иметь печать с полным наименованием этой НКО на русском языке. Разрешили не использовать печать некоммерческим организациям, кроме государственных и муниципальных учреждений, а также иных компаний, которые обязаны будут иметь ее по закону. Если НКО решит оставить печать, это следует зафиксировать в уставе. На печати должно быть полное наименование НКО на русском языке. Плюсы:
    • Достаточно подписи уполномоченного лица для подтверждения правомочности документа.
    Минусы:
    • Намеренное злоупотребление каким-либо лицом отсутствием печати НКО с целью подделки подписи уполномоченного лица и фальсификации данных, содержащихся в документе.


    Темы
    главбуху собственнику
    Заказ обратного звонка

    Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных

    false