WiseAdvice WiseAdvice
собственнику 4 минуты на прочтение
Проверено на актуальность

Почему не стоит слишком доверять бухгалтеру, взятому по знакомству

Ольга  Рулькова

Автор: Ольга Рулькова основатель компании, аттестованный аудитор, налоговый консультант 1C-WiseAdvice

К мысли передать бухучет на аутсорсинг руководители компаний приходят разными путями. К сожалению, чаще всего – из-за очередной катастрофы, заставляющей по-новому взглянуть на штатную бухгалтерию.

Сегодня мне бы хотелось поговорить о ситуации, когда серьезные проблемы фирме создают бухгалтеры, взятые в штат «по знакомству».

Мы все склонны доверять чьим-то рекомендациям. Поиск хороших врачей, учителей, автомехаников, строителей и пр. нередко начинается с опроса знакомых. Там, где нам трудно самостоятельно оценить уровень специалиста, мы полагаемся на чей-то личный опыт.

Подробнее

Например, вместо того, чтобы с первых шагов отнестись к своему бухгалтеру требовательно, а к качеству его работы внимательно, владелец фирмы начинает руководствоваться (причем не всегда осознанно) губительными для его дела установками:

  • «знакомые плохого не посоветуют; раз посоветовали – значит, бухгалтер свое дело знает»
  • «если бухгалтер пришел по знакомству – значит, работать будет на совесть»
  • «поскольку свое дело знает и работать будет на совесть – можно доверять и не проверять»

Во что это в итоге выливается – я вижу очень часто.

Совсем свежий пример: в компании нашего нового клиента бухгалтер, взятый по знакомству, проработал почти 8 лет. И за все эти 8 лет директор ни разу не проверил состояние учета. Доверие к бухгалтеру было так велико, что когда тот запросил себе помощницу («знакомую девочку без опыта, которую я всему научу») – директор разрешил ее взять и даже дал хорошую зарплату. А когда выяснилось, что бухгалтер не хочет (или не может?) заниматься оптимизацией налогов – директор по совету своего бухгалтера нанял финансового менеджера.

Впрочем, фин.менеджер с налогами все равно не помог и через 1,5 года уволился. «Знакомая девочка», которой поручили обработку авансовых отчетов, ушла в декрет. Засобирался увольняться и главбух. Пришлось искать ему замену.

И тут началось самое интересное. Вышел новый бухгалтер, проработал 3 дня и положил на стол заявление об уходе. Второй бухгалтер уволился через 2 дня. А когда третий нанятый бухгалтер тоже не захотел принимать «наследство» от предыдущей бухгалтерии – директор понял: дело плохо.

Еще до абонентского бухгалтерского обслуживания мы бесплатно проводим экспресс-аудит бухгалтерской базы клиента, чтобы у него была объективная картина по текущему состоянию его учета, возможным финансовым и налоговым рискам.

Так вот, в рамках этой работы открылось много интересного.

В последние 3 года бухгалтерский и налоговый учет практически не велся в базе 1С, первичные документы почти не обрабатывались. Обнаружились серьезные расхождения между суммами рассчитанных и реально уплаченных налогов (НДС, налога на прибыль, НДФЛ) и взносов в фонды. Суммы недоимки исчислялись сотнями тысяч рублей. А это значит, что при проверке налоговая инспекция начислила бы компании немалые пени и штрафы. Более того, бухгалтер «забыл» сделать декларации по транспортному налогу и сдать отчетность в Пенсионный фонд.

Помощница бухгалтера (та самая, которая должна была «всему учиться» за счет компании) тоже работала эффективно: около 11 млн руб. так и остались «висеть» на подотчетных лицах, поскольку их авансовыми отчетами никто не занимался.

Суммы недоимки исчислялись сотнями тысяч рублей. А это значит, что при проверке налоговая инспекция начислила бы компании немалые пени и штрафы

К счастью, в случае с данной компанией не все потеряно. Наши специалисты взялись за восстановление учета. Увы, восстанавливать учет придется, что называется, из пепла. Благо, какая-то база велась (пускай не в 1С). И «первичка» сохранилась. Правда, документы пребывают в полном хаосе. Но нам не привыкать – все разберем-разложим по полочкам.

Ну а дальше возьмем компанию на регулярное бухгалтерское обслуживание. Ее налогами мы будем заниматься особенно тщательно: с нами клиент лишнего точно не переплатит (оптимизация налогов входит в стоимость обслуживания), а все, что полагается – будет сдано и уплачено в срок.

Конечно, нам бы очень хотелось, чтобы клиенты приходили к нам, изначально понимая все плюсы аутсорсинга и риски штатной бухгалтерии (особенно, нанятой по знакомству). Но, к сожалению, чаще директора приходят, уже набив на лбу большие шишки.

Однако именно затем, чтобы другие не повторяли чужих ошибок, – мы делимся подобными историями.



Темы
собственнику истории из практики аутсорсинг
false
Заказ обратного звонка

Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Оставить заявку

Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных