WiseAdvice WiseAdvice
собственнику 4 минуты на прочтение
Проверено на актуальность

Почему не стоит слишком доверять бухгалтеру, взятому по знакомству

Ольга  Рулькова

Автор: Ольга Рулькова основатель компании, аттестованный аудитор, налоговый консультант 1C-WiseAdvice

К мысли передать бухучет на аутсорсинг руководители компаний приходят разными путями. К сожалению, чаще всего – из-за очередной катастрофы, заставляющей по-новому взглянуть на штатную бухгалтерию.

Сегодня мне бы хотелось поговорить о ситуации, когда серьезные проблемы фирме создают бухгалтеры, взятые в штат «по знакомству».

Мы все склонны доверять чьим-то рекомендациям. Поиск хороших врачей, учителей, автомехаников, строителей и пр. нередко начинается с опроса знакомых. Там, где нам трудно самостоятельно оценить уровень специалиста, мы полагаемся на чей-то личный опыт.

Однако если речь идет не о краткосрочных проектах с понятным результатом (сделать ремонт, провести диагностику, подготовить к экзаменам), а о долгосрочном сотрудничестве и уж тем более о работе в штате – излишнее доверие к чьим-то словам может сослужить плохую службу.

Подробнее

Например, вместо того, чтобы с первых шагов отнестись к своему бухгалтеру требовательно, а к качеству его работы внимательно, владелец фирмы начинает руководствоваться (причем не всегда осознанно) губительными для его дела установками:

  • «знакомые плохого не посоветуют; раз посоветовали – значит, бухгалтер свое дело знает»
  • «если бухгалтер пришел по знакомству – значит, работать будет на совесть»
  • «поскольку свое дело знает и работать будет на совесть – можно доверять и не проверять»

Во что это в итоге выливается – я вижу очень часто.

Совсем свежий пример: в компании нашего нового клиента бухгалтер, взятый по знакомству, проработал почти 8 лет. И за все эти 8 лет директор ни разу не проверил состояние учета. Доверие к бухгалтеру было так велико, что когда тот запросил себе помощницу («знакомую девочку без опыта, которую я всему научу») – директор разрешил ее взять и даже дал хорошую зарплату. А когда выяснилось, что бухгалтер не хочет (или не может?) заниматься оптимизацией налогов – директор по совету своего бухгалтера нанял финансового менеджера.

Впрочем, фин.менеджер с налогами все равно не помог и через 1,5 года уволился. «Знакомая девочка», которой поручили обработку авансовых отчетов, ушла в декрет. Засобирался увольняться и главбух. Пришлось искать ему замену.

И тут началось самое интересное. Вышел новый бухгалтер, проработал 3 дня и положил на стол заявление об уходе. Второй бухгалтер уволился через 2 дня. А когда третий нанятый бухгалтер тоже не захотел принимать «наследство» от предыдущей бухгалтерии – директор понял: дело плохо.

Еще до абонентского бухгалтерского обслуживания мы бесплатно проводим экспресс-аудит бухгалтерской базы клиента, чтобы у него была объективная картина по текущему состоянию его учета, возможным финансовым и налоговым рискам.

Так вот, в рамках этой работы открылось много интересного.

В последние 3 года бухгалтерский и налоговый учет практически не велся в базе 1С, первичные документы почти не обрабатывались. Обнаружились серьезные расхождения между суммами рассчитанных и реально уплаченных налогов (НДС, налога на прибыль, НДФЛ) и взносов в фонды. Суммы недоимки исчислялись сотнями тысяч рублей. А это значит, что при проверке налоговая инспекция начислила бы компании немалые пени и штрафы. Более того, бухгалтер «забыл» сделать декларации по транспортному налогу и сдать отчетность в Пенсионный фонд.

Помощница бухгалтера (та самая, которая должна была «всему учиться» за счет компании) тоже работала эффективно: около 11 млн руб. так и остались «висеть» на подотчетных лицах, поскольку их авансовыми отчетами никто не занимался.

Суммы недоимки исчислялись сотнями тысяч рублей. А это значит, что при проверке налоговая инспекция начислила бы компании немалые пени и штрафы

К счастью, в случае с данной компанией не все потеряно. Наши специалисты взялись за восстановление учета. Увы, восстанавливать учет придется, что называется, из пепла. Благо, какая-то база велась (пускай не в 1С). И «первичка» сохранилась. Правда, документы пребывают в полном хаосе. Но нам не привыкать – все разберем-разложим по полочкам.

Ну а дальше возьмем компанию на регулярное бухгалтерское обслуживание. Ее налогами мы будем заниматься особенно тщательно: с нами клиент лишнего точно не переплатит (оптимизация налогов входит в стоимость обслуживания), а все, что полагается – будет сдано и уплачено в срок.

Конечно, нам бы очень хотелось, чтобы клиенты приходили к нам, изначально понимая все плюсы аутсорсинга и риски штатной бухгалтерии (особенно, нанятой по знакомству). Но, к сожалению, чаще директора приходят, уже набив на лбу большие шишки.

Однако именно затем, чтобы другие не повторяли чужих ошибок, – мы делимся подобными историями.



Темы
собственнику истории из практики аутсорсинг
Заказ обратного звонка

Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных

false