Может ли главбух, не допускающий ошибок в учете, разрушить бизнес?

Вернуться в блог Распечатать

Ответ: может, если учет ведется в отрыве от понимания бизнес-целей компании.

Для предпринимателей часто становится открытием, что бухучет – это не свод догматических правил. Законодательство дает возможность бухгалтеру выбирать способы учета, что обычно находит отражение в учетной политике конкретной организации. Другими словами, учетные процессы можно строить по-разному. Но то, что допустимо с точки зрения закона, не всегда полезно для конкретного бизнеса.

Недавно к нам обратился владелец завода, который из-за недальновидности своего бухгалтера чуть не оказался на грани банкротства.

Крупнейшим заказчиком этого завода была известная южнокорейская компания. Контракт был заключен на несколько лет, объемы заказов ежегодно росли. Чтобы не потерять такого важного клиента, руководство завода приняло решение обновить производственные мощности. Взяли в банке кредит.

Корейцы трепетно относятся к надежности поставщиков, поэтому ежегодно завод высылал клиенту свою финансовую отчетность. И вот в один прекрасный день директору завода позвонили и сообщили: контракт расторгается. Объяснили это тем, что последний финансовый год предприятие закончило с убытком.

- Как с убытком? Не может быть! – удивился директор.

Вызвал главбуха. Точно, с убытком. При этом завод весь год работал на полную мощность, простоев не было, заказчики платили вовремя.

Как оказалось, бухгалтер выбрал не лучший в данной ситуации способ списания процентов по кредиту. Они были отнесены к расходам текущего периода, в силу чего образовался серьезный убыток. Однако если бы бухгалтер включил проценты в стоимость основных средств, расходы можно было бы распределить во времени, и «минуса» не получилось бы.

Наши аудиторы пересобрали отчетность и оказалось, что завод заработал прибыль в 43 млн руб.! К счастью, корейскому клиенту удалось презентовать новую, «безубыточную» отчетность и объяснить, как в «Отчете о прибылях и убытках» образовался минус.

Контракт не был расторгнут, сотрудничество с заводом продолжилось. При этом совершенно очевидно, что внезапная потеря такого крупного клиента, ради которого завод влез в долги, могла обернуться на данном этапе настоящим банкротством.

От себя добавлю, что как профессиональная бухгалтерская компания, мы всегда следуем золотому правилу: учет - для бизнеса, а не бизнес для учета.

К сожалению, многие бухгалтеры даже и не задумываются о том, что именно бизнес-цели и бизнес-процессы компании определяют учетные функции. Немногие готовы глубоко вникать в специфику бизнеса, погружаться в нюансы взаимодействия с клиентами / подрядчиками / поставщиками, определять разрезы аналитики, которые помогут руководству принимать правильные управленческие решения.

Прежде чем приступать к работе, хороший бухгалтер всегда поинтересуется у генерального директора стратегическими целями и планами компании. И как минимум, главбух должен знать, кто еще (кроме налоговой инспекции) будет являться пользователем бухгалтерской и налоговой отчетности. Кстати, во внутренних инструкциях для наших бухгалтеров четко прописано, что если клиент просит баланс, бухгалтер должен выяснить – зачем? Чтобы дальше действовать, опираясь на озвученные цели и задачи.

Вдумчивое отношение к работе – вот, за что нас ценят сотни клиентов.

Обращайтесь! Мы всегда рядом!


Комментарии временно не доступны
false