Как защитить свои активы от налоговиков и кредиторов

Вернуться в блог

Даже у вполне успешной компании могут образоваться такие долги перед бюджетом и деловыми партнерами, которые будет невозможно покрыть. Какие шаги необходимо предпринять заранее, чтобы при любых сложных обстоятельствах не потерять свои активы?

Ведение бизнеса всегда сопряжено с финансовыми рисками. Даже у вполне успешной компании могут образоваться такие долги перед бюджетом и деловыми партнерами, которые будет невозможно покрыть. Если денег для погашения долгов на расчетном счету окажется недостаточно, кредиторы вправе претендовать на активы компании.

Плохая новость в том, что спасти свое имущество в ходе процедуры банкротства (путем срочной продажи активов дружественным компаниям) теперь практически невозможно. С января 2015 года вступили в силу изменения в законодательстве, согласно которым любые сделки должника можно оспорить в судебном порядке (если требование кредитора составляет более 10% от общей суммы задолженности компании-банкрота).

Отдельное юридическое лицо

Очевидно, что финансовые обязательства перед бюджетом и деловыми партнерами лежат на том юридическом лице, от имени которого компания ведет коммерческую деятельность. Поэтому вполне логичный шаг – перевести свои имущественные активы на отдельное юридическое лицо.

При этом важно понимать, что очевидная аффилированность этого юрлица с основным бизнесом проблемы не решает. Согласно изменениям, внесенным в ст. 45 НК РФ, теперь налоговые органы имеют право взыскивать с «зависимых» компаний налоговые долги, возникшие у основной компании. В конце 2014 года появилось первое прецедентное Постановление, где суд полностью встал на сторону ИФНС. И очевидно, что количество случаев судебного взыскания долгов с зависимых компаний будет расти.

Учитывая вышесказанное, первое правило безопасности при переводе активов компании на отдельное юрлицо: ничто не должно связывать держателя активов и операционную компанию. Вплоть до отсутствия пересечений в видах деятельности и в ФИО сотрудников.

Например, «хранитель активов» может заниматься сдачей в аренду складских помещений, а основная компания – продажей товара. При этом – никаких сотрудников, одновременно числящихся в двух этих компаниях.

Ничто не должно связывать держателя активов и операционную компанию; вплоть до отсутствия пересечений в видах деятельности и в ФИО сотрудников

Кстати, особенно опасны очевидные рабочие связи между компаниями в случае применения кем-то из них специального налогового режима (например, УСН). Ведь в случае признания группы компаний единым юридическим лицом, налоговые органы могут доначислить налоги, исходя их общей системы налогообложения.

Теперь поговорим о конкретных способах перевода и обособления активов, а также о плюсах и минусах каждого из способов.

Способ 1. Перевод всех активов в качестве взноса в уставный капитал

Итак, текущий держатель активов создает новую компанию, а все активы передаются ей в качестве взноса в уставный капитал. Таким образом, новым держателем активов становится отдельное юридическое лицо. {$ banner-9 $}

Чтобы «убрать» аффилированность между компаниями, необходимо произвести смену учредителя (например, через отчуждение доли в этой новой компании либо через вход нового учредителя и выход старого).

Плюсом этого способа является относительная быстрота реализации. Однако есть и минусы: по мнению налоговиков, такой способ передачи активов используется для прикрытия сделки по купле-продаже имущества и осуществляется в целях минимизации обязательств по уплате НДС. А, следовательно, могут возникнуть доначисления по этому налогу.

Способ 2. Частичный перевод активов через реорганизацию текущей компании

В этом варианте от существующей компании отделяется новое юридическое лицо, которому в рамках реорганизации передаются только активы, а обязательства остаются у текущей компании. К сожалению, здесь нарушается принцип справедливого распределения активов и обязательств. А, как считает Высший Арбитражный суд РФ, при таких обстоятельствах к солидарной ответственности перед кредиторами должны привлекаться все созданные в результате реорганизации общества.

В качестве выхода из ситуации можно оставить на текущей компании хотя бы часть активов. Но это значит, что защитить полностью все имущество не удастся.

Также отдельного рассмотрения потребуют налоговые вопросы, связанные с восстановлением НДС.

Способ 3. Создание новой операционной компании

При этом способе новое юрлицо создается для целей осуществления основной деятельности, а уже существующая компания остается активодержателем.

Минусом здесь является тот факт, что не всю операционную деятельность можно так просто перевести на новое юридическое лицо. Существуют контракты, обязательства, товарные остатки. Перевод товарных остатков таит в себе возникновение дополнительные налоговых обязательств. А смена юридического лица при работе с покупателями и поставщиками может быть чревата утратой деловых связей.

Способ 4. Продажа активов новой компании

В данном случае создается новая компания, которой текущий активодержатель продает свое имущество. Наиболее безопасно осуществлять продажу активов по рыночной стоимости. Минусом данного способа является возникновение налоговых обязательств. В частности, у продавца сформируется дополнительный доход, а также (помимо налога на прибыль) возникает НДС к уплате.

Как видите, идеальных способов защитить свои активы не существует, чем-то придется пожертвовать. Однако важно понимать все риски, оцифровать их, взвесить и выбрать подходящий вариант.

Если у Вас появились вопросы – будем рады на них ответить!


Комментарии временно не доступны
false