Как избежать доначислений по операциям с дружественными контрагентами: по мотивам последних разъяснений ФНС

Вернуться в блог

Подход налоговых инспекторов к проверкам скоро изменится. Они не будут придираться к каждой запятой в документах, выискивать фиктивные подписи и делать компании доначисления только потому, что один из контрагентов не заплатил налоги.

ФНС выпустила новую инструкцию по проверкам ( письмо от 23.03.17 № ЕД-5-9/547@). В ней черным по белому написано: не имеет смысла предъявлять претензии компании по надуманным причинам, поскольку в данном случае суды на стороне налогоплательщиков. Налоговики должны собрать весомые доказательства того, что компания неосмотрительно выбирала поставщика, либо самой поставки товара или оказания услуг не было.

Как это ни странно, но большинство СМИ, в которых прошла эта новость, восприняли очередную попытку ФНС повысить эффективность проверок как сигнал о снижении давления на бизнес и риска доначислений, то есть в целом как позитивное новшество. Однако все не так просто. Давайте разберемся, в чем подвох, и как не попасть в ловушку налоговиков.

Экспертиза и допрос – для суда не аргументы
Руководство ФНС резко раскритиковало инспекторов за формальный подход к сбору доказательств нарушений на проверках в 2016 году. Вместо того чтобы снимать расходы и вычеты из-за «нехорошей» подписи на документах, показаний номинального директора, стоит копать глубже и искать истинные доказательства того, что сделки не было, либо все операции шли через подконтрольные фирмы с целью ухода от налогов. Также нет смысла доначислять налоги только потому, что прямой поставщик или контрагенты второго-третьего звена не заплатили налоги. Такие аргументы судьи не принимают – в этом ФНС убедилась на основе недавних судебных решений, вынесенных в пользу налогоплательщиков (см. определения ВС РФ от 29.11.16 № 305-КГ16-10399, от 06.02.17 № 305-КГ16-14921).

В чем опасность налоговых проверок по-новому

В своем письме налоговая служба потребовала от инспекторов тщательнее изучать, каким образом компания выбирала контрагента, чтобы выискать доказательства мнимости операции. А главным мотивом для обвинения компании в схемах станет взаимозависимость. ФНС призывает доказывать, что компания контролирует «проблемного» поставщика, что стороны сделки действуют согласованно.

В том случае, если зависимости нет, налоговики должны обосновать, что организация неосмотрительно выбирала поставщика, а он не исполнял сделку. Тогда ИФНС сможет обоснованно обвинить компанию в получении налоговой выгоды, и суды, скорее всего ее поддержат. В противном случае, даже если контрагент является однодневкой, налоговики не смогут предъявить компании претензии, если сделка была реальной.

Такая позиция высшей налоговой инстанции означает, что теперь надо более обдуманно и серьезно подходить к обоснованию операций с дружественными компаниями. В случае возникновения претензий это поможет объяснить инспекторам, на основании чего был выбран тот или иной контрагент и доказать свою осмотрительность.

Как защититься от возможных претензий

ФНС дала главное наставление инспекторам: тщательно изучать мотивы выбора того или иного контрагента. И если выбор недостаточно обоснован – копать глубже, искать и смело доначислять. Таким образом, сама того не желая, налоговая служба в своем письме дала компаниям рекомендации по обеспечению надежной защиты от обвинений в получении необоснованной налоговой выгоды и уходе от налогов. Перечислю все «лайфхаки» от ФНС.

  1. Разработайте и утвердите регламент оценки и выбора потенциальных поставщиков и порядок проведения тендеров. Выбор поставщика обоснуйте в служебных записках и других локальных нормативных актах.

  2. Собирайте доказательства того, что ваша компания изучала рынок и в итоге выбрала самого привлекательного контрагента. Даже если цены у него выше, чем у других поставщиков, можно найти убедительный аргумент, почему вы не отдали предпочтениям другим компаниям на рынке (например, у них нет нужного вам объема продукции, неудобная логистика или другие неподходящие условия поставки либо оплаты).

  3. Заведите «досье» на контрагента. В него обязательно включите источники информации о контрагенте, рекламу товара/услуг контрагента (скриншоты с интернета, объявления в печатных изданиях, фотографии и проч.), предложение к сотрудничеству. Очень хорошо, если у вас на руках будут рекомендательные письма от других клиентов вашего контрагента.

  4. Подготовьте и храните в отдельной папке личные контакты с представителями компании-контрагента. Например, документы по итогам встречи (меморандумы, протоколы переговоров, отчеты сотрудников о проведенных встречах, пропуска в офис контрагента, записи секретариата о визите представителей контрагента в офис вашей компании).

  5. Ведите деловую переписку с представителями контрагента по поводу предстоящей (проблемной) сделки и тщательно сохраняйте все письма, как электронные, так и бумажные.

  6. Уточните, где территориально находится офис и склады вашего контрагента. Запросите у него официальное письмо с фактическим адресом ведения деятельности.

  7. Запаситесь документами, подтверждающими полномочия представителя, который подписывает документы от имени поставщика. Также пригодится копия устава, доверенности, паспорта представителя.

  8. Получите выписку из ЕГРЮЛ по своему контрагенту. Старая как мир рекомендация, но не все догадываются сделать это до заключения договора с контрагентом (выписка должна быть получена на более раннюю дату, нежели день заключения договора).

  9. Получите и храните у себя копии свидетельств, СРО, разрешений и лицензий от контрагента, если сделка требует специальных разрешений и допусков.

Очевидно, что после выхода письма ФНС, налоговики станут меньше предъявлять претензий по надуманным причинам. В то же время копаниям будет сложнее экономить на налогах при помощи дружественных поставщиков. Вместе с тем, следуя рекомендациям, которые ФНС подготовила для инспекторов, вы сможете достойно обосновать причины выбора контрагента и избежать доначислений и разбирательств с ИФНС в суде.

Наша компания обладает богатым опытом в сопровождении сложных сделок. Поэтому мы с радостью поможем документально обосновать причины выбора контрагента.

Обращайтесь – мы всегда на связи, мы поможем!


Комментарии временно не доступны
false