Wolfgang Gruschwitz, the owner of an international architecture and design bureau Gruschwitz GmbH:

Every two-three years I start something new even if everything is going well

(in Russian, Deutsch)
back

Wolfgang Gruschwitz, an architect from Munich, has been creating conceptual retail design for many iconic European brands for about 15 years. His company works on projects for  Mango, Massimo Dutti, Zara, Reiss, Uniqlo, H&M and others in Russia and abroad.

– I try not to focus on just projects in retail, Wolfgang says, I strongly believe in my work philosophy – nothing is stable. Everything is on the move. When you are satisfied with what you are doing, you calm down and miss market opportunities. Every two-three years I start something new even if everything is going well.

Wolfgang Gruschwitz works on projects in different areas: healthcare, food, catering, fashion and even eco-businesses. He thinks it is very important to notice current trends and respond to social changes.

Family Affairs

How did you start your business?

I started by working for my father's company. We did some designs for retailers. In the 90-s it was a very successful business. Due to some negative economic changes and general business disagreements between my father and me, I set up my own company. In 2003 I started working independently. I had a lot of obligations then (loans and bills to pay), but I was still happy… I was free!

At that time I made up a set of four “never” rules: never depend on the bank, never rely on one branch, never press your employees, never disappoint your clients. People must be happy, successful and satisfied! This is my philosophy, my vision.

What are the main advantages and disadvantages of a family business?

Of course, it is always good to have a family member in your company. You always have someone to rely on – someone who is trustworthy and loyal. On the other hand, if you have problems or don’t agree on something, it really affects not only your business but also your relationship. You have to be aware of that. You need to appreciate that if you are in a family business you don’t have any privacy. Your life and business work well only as long as everything is OK. When you bring problems home, you can never relax. There is always tension and pressure. I keep saying to my children that if they want to do some business, I will leave them alone for at least three years. They have to think and act by themselves. If they don’t make their own mistakes, they will never succeed. It is very important. Especially, when working in such a creative business as ours.

As we know, an e-learning platform Waketo is the project run by your son.

Yes, this is his project. We started in June 2016 – at the moment it is not making profit, but the clicks and the interest have been growing. We think that many people need that kind of knowledge but can’t afford to spend time and money on going to training or seminars. We decided to create hour-long videos on certain topics in marketing or “new media”. The main purpose of the project is education. For us it is just a new direction for development. As I have already said, you can’t make any progress if you don’t start new things. The videos are in German. We’ve been monitoring the demand so far. If there is a need, we will translate and dub them.

Emotional Economics

Could you tell us a bit more about your company? What is the conceptual store design about?

There are two main objectives in retail: increasing the frequency of customers’ visits and the prolongation of the time spent in a shop or a restaurant. This is not only about the product or the service customers can get there. This is all about a special atmosphere where clients feel comfortable. We call that “the third place” – the social environment separate from the two usual institutions of home and the workplace.

The time when the brand “told” people what to buy is in the past. Now it is the customer who creates and rules the brand. A consumer becomes a prosumer – a blend producer + consumer. The Internet and social networks dramatically changed our society and consumer behavior. We are not a copy-paste but a sharing society now. We share everything: pictures, clothes, looks, life styles, experiences and – what is the most striking – emotions! Retailers need to keep up with the global sociological changes and offer their clients a little bit more than expected. Our aim is to help our clients to motivate their customers.

You can motivate people by giving money, discounts, free chocolates, or champagne. But these are short-term motivators. Your clients will be happy for a moment. As soon as they get home, they forget about these little treats and about you. The best long-term motivator is emotion! Neither a product or a service, nor an extraordinary design, outstanding light or luxurious furniture, can substitute a real human emotion! Your product should be emotionally appealing. In Europe it is a “must” at the moment. As we put it: “Function follows emotions.”

How to give this emotion then?

What can be more pleasant than receiving presents? Right – giving them! If you provide people with the opportunity of making others happy while doing shopping for themselves, you will give them the best feeling and a strong emotion. For example, when people know that one ruble out of a hundred in the price of the item they have just bought goes on charity, they feel really satisfied. Making donations is a very satisfying thing. It starts with social behavior and leads to social ethics. Then you go ahead with multi-sensual marketing – orientation, convenience, problem solution, etc. Then, little by little, customers become your fans. This is more valuable than being just loyal. You can’t buy a fan. You can only earn them. Fans don’t get angry when you have problems. Fans don’t leave you. They forgive you. They suffer with you and help you. You can’t disappoint your fans as long as you are not cheating them… You reap what you sow. Classic!

Empty Refrigerator’s Law

Was it your love of change that brought you to Russia? How long have you been working here?

One day one of my clients contacted me and suggested that I manage some projects in Germany, Austria and Eastern Europe. Things went well: we had about 180 projects in Eastern Europe. I had to open branches in Vienna and Warsaw and employ more people. Information about our projects was spread by word of mouth. We worked for Bayern Munich, Telecom, Adidas, Audi and other international brands.

I have always been focused on the Russian market and found it very promising. When we started working in Eastern Europe, going to Russia was quite logical. Finally, in 2007, I opened an office in Russia. The time was a bit wrong though… Unfortunately, in October 2008 the whole Russian market was “frozen”, but I decided to stay: too many people were relying on me. Looking back, I can say it was the best thing I did.

Actually, I’d started working in Russia distantly from Germany even earlier, in 2005. Soon I realized that a long-distance relationship with Russia wasn’t a good idea. I had lost a lot of money and had been deceived in a number of ways. Workers would miss deadlines. Managers would justify them or just run away with the money given for development. I didn’t give up though! Finally, I was lucky to find right local people. When I met Galina Gaft (my Deputy Director), I immediately offered her a job. We’ve been working together ever since and I’ve never regretted it.

In Russia our company covers all architectural services such as preliminary design, implementation planning, controlling, project supervision, quality control and documentation. The majority of our clients have been working with us for a long time. We get new customers through good recommendations from our regular clients.

Accounting Outsourcing

Accounting Outsourcing Financial Accounting is a very complicated and time-consuming process. Making mistakes in company’s accounting is risky and costly. Everybody has to do their job. That is why we have delegated our finance and accounting functions to 1C-WiseAdvice. We are provided with professional advice and the range of accounting services. The company has a unique approach to any client and the answer to any question. It makes us feel secure. This is very pleasant and fruitful cooperation. 1C-WiseAdvice professionals do financial routine for us. We do our favorite business – work on our projects.

What do you think about retail design in Russia?

We keep working… To be serious, I’m very pleased with some of the hotels and restaurants here in Russia, especially in Moscow. They convey loads of original ideas, concepts and meanings. For example, there is a restaurant in Moscow designed as an ordinary flat with the appropriate furniture and a real cat living in it. It is very individual and stylish. Of course the food is important, but you quickly get used to good things. The place should tell a story and give you a multi-sensual experience.

Everything depends on your target audience, of course. You also get a very strong emotional appeal by getting to know something new. You can go to a shop or a pub and learn something new there. There are many topic-oriented places, like meet-ups, for instance. You can learn a new language or check your knowledge of a particular topic. There are many of them, actually.

If we are speaking about retail in Russia, I’ve noticed that clients are still very price-orientated. We judge by tendering: sometimes the prices are unreasonably low, and so is the quality. Unfortunately, the quality follows the price.

Luckily, our clients are quality-oriented. In Russia we work with Tiffany&CoBurberryDiorUniqlo, and Inditex group.

What WiseAdvice would you give to foreign business people who are thinking of setting up a company in Russia?

Sadly, people here are used to being cheated. They live in the present without thinking about the future. They don’t plan in advance. I call it the “refrigerator” law: only when it is empty do they put anything in. That is not good. It is very important to show your respect and give your employees the feeling that you work with them on a permanent basis. If you provide emotional stability for your colleagues, they will do their best!

For example, our employees get only legal salaries, nothing unofficial. Now they can get loans from the banks. They can afford to buy property, study or travel. This is a totally different way of thinking. They can work better and plan their lives. The company has a good reputation.

Team is Everything

How many people work for your company?

There are 35 in total of us at the moment, in Russia, Germany. Our work is in France, Bosnia, South America, the USA. We do project management all over Europe. Our international team speaks about 15 languages: English, German, Turkish, Italian, French, Chinese, Russian and others.

You mentioned “the third place” earlier. What about “the second” place? Do you have any tricks on organizing the working environment for your employees?

Believe it or not I don’t have any fixed working place in my office in Germany. I work from any place available in the moment (sometimes in the kitchen). You see, in our job we can actually work from home. It requires a lot of self-discipline. I think that traditions and rituals are still very strong within the working environment. People need to have “the second place” to come to have small talk, a bit of gossip, exchange opinions or share experiences. How they do it – by smoking a cigarette together in the morning, eating a birthday cake at lunch or having a glass of beer on a Friday night – isn’t important. The most valuable thing is, that they don’t lose the feeling of working as a team of professionals and friends.

Gruschwitz GmbH

www.gruschwitz.de

Address: Spartakovskaya Ploshad 14, Building 2, Office 4108, 105082 Moscow

Phone: +7 (8) 495 545 43 12

E-Mail: welcome@gruschwitz.de

Logo Gruschwitz GmbH

What is your advice for people to be happy and successful?

Be open-minded and don’t be afraid of anything. Always move and change your daily routine: choose different routes, holiday destinations… everything! Don’t miss the opportunity of meeting new people and getting new experiences and emotions. Just live and enjoy!

false

Вольфганг Грушвитц, владелец архитектурного бюро Gruschwitz GmbH:

Каждые два-три года я начинаю новое дело, даже если в основном бизнесе все идет хорошо

(in English, Deutsch)
Вернуться в Клуб клиентов

Почти 15 лет архитектор из Мюнхена Вольфганг Грушвитц занимается концептуальным оформлением торговых пространств. Его компания работает над проектами по адаптации дизайнерских решений таких всемирно известных брендов, как Mango, Massimo Dutti, Zara, Reiss, Uniqlo, H&M в России и за рубежом.

– Однако я стараюсь не ограничиваться только ритейлом, – говорит Вольфганг. – Я свято верю, что постоянны в мире только перемены. Если вы удовлетворены и довольны собой, вы успокаиваетесь и упускаете возможности, предлагаемые рынком. Поэтому каждые два-три года я начинаю новое дело, даже если в основном бизнесе все идет хорошо.

Сейчас у Вольфганга проекты в сфере ресторанного бизнеса, красоты и здоровья, моды и даже экологии. Он считает, что очень важно видеть тренды и быстро перестраиваться.

Дела семейные

Вольфганг, а как Вы вообще пришли в бизнес?

Я начинал работать в компании отца. Мы делали дизайн-проекты для магазинов. В 90-х это был весьма успешный бизнес. Но ухудшение экономической ситуации и возникшие у нас разногласия по ведению бизнеса привели к тому, что я создал свою компанию. Так в 2003 году я начал работать самостоятельно. У меня было много обязательств по кредитам, но я был счастлив… Я был свободен!

Еще тогда я установил для себя свод правил из четырех «никогда»: никогда не зависеть от банка, никогда не полагаться на один филиал, никогда не прессовать подчиненных и никогда не разочаровывать клиента. Люди должны быть счастливы, удачливы и удовлетворены. Это моя философия, мои бизнес-принципы.

Каковы, на Ваш взгляд, преимущества и недостатки семейного бизнеса?

С одной стороны, хорошо, когда члены семьи работают на общее дело. Всегда есть честный и преданный человек, на которого можно положиться. С другой стороны, проблемы и разногласия плохо сказываются не только на бизнесе, но и на взаимоотношениях. Надо быть готовым к тому, что семейное дело практически лишает вас права на приватность. Личная жизнь и бизнес «ладят», пока дела идут хорошо. При появлении проблем вы не можете расслабиться даже дома, а значит, постоянно находитесь в напряжении. Я всегда говорю своим детям, что если они захотят заниматься бизнесом, я не буду вмешиваться в их дела три года. Пусть думают и работают самостоятельно. Учатся на своих ошибках. Это особенно важно в таком творческом деле, как наше.

Насколько известно, образовательная платформа Waketo – это проект Вашего сына?

Да. Мы запустили этот проект в июне 2016 года. Прибыли он пока не приносит, но интерес к ресурсу неуклонно растет. Просто мы подумали, что многие нуждаются в знаниях, но далеко не все готовы тратить время и деньги на посещение тренингов и семинаров. И решили создать часовые видеоролики на такие темы, как маркетинг и «нью медиа». Это чисто образовательный проект. Для нас это всего лишь новое направление развития. Как я уже говорил, прогресс невозможен, если вы не делаете ничего нового. Пока все видео делаются на немецком языке. Но мы изучаем спрос. Возможно, будут переводы на другие языки.

Экономика впечатлений

Расскажите подробнее о Вашем архитектурном бюро. Концептуальное оформление торгового зала – это наверняка не только «про эстетику»?

Две основные задачи ритейлового бизнеса – это рост посещаемости и увеличение времени пребывания клиента в магазине. Здесь важен не только предлагаемый ассортимент, но и то, что находится вокруг. Я говорю об особой атмосфере, в которой клиенты чувствуют себя комфортно. Специально оформленные торговые пространства мы называем «третьим местом», поскольку люди здесь проводят много времени – так же, как дома или на работе.

Времена, когда бренд диктовал клиенту, что покупать, давно прошли. Теперь потребитель создает бренд и управляет им. Интернет, социальные сети сильно изменили поведение покупателей. Мы уже не общество «копирующих» (copy-paste), а общество «делящихся» (share). Мы делимся всем: фотографиями, опытом, стилем жизни и, что самое восхитительное, – эмоциями! Ритейл должен поспевать за глобальными социальными переменами и предлагать своим клиентам нечто большее, чем товары. Наша цель – помочь компаниям мотивировать своих покупателей.

Можно привлечь людей деньгами, скидками, бесплатными шоколадками или шампанским. Но всё это краткосрочные мотиваторы, которые осчастливят клиента ровно на мгновение. Придя домой, он забудет и о подарке, и о вас. Самым мощным долгосрочным мотиватором является эмоция. Ни продукт, ни услуга, ни экстраординарный дизайн, ни невероятный свет, ни роскошная мебель не смогут заменить настоящее человеческое чувство! Продукт должен быть эмоционально привлекательным. В Европе это последний тренд. Мы говорим: «Функция следует за эмоцией».

Как это работает на практике?

Вы любите получать подарки? Да! А что может быть приятнее этого? Только дарить их. Если вы позволите людям, делающим покупки у вас в магазине, сделать кого-то хоть чуточку счастливее, вы вызовете у них очень сильные эмоции. Например, покупатель однозначно будет удовлетворен, когда узнает, что один рубль из каждой сотни, отданной за товар, адресно пойдет на благотворительность. Дарить и жертвовать всегда очень приятно. Все начинается с социально приемлемого поведения и ведет к общественной морали. А потом вы применяете сенсорный маркетинг – ориентацию, удобство, решение индивидуальных проблем клиентов. Так мало-помалу ваши клиенты становятся вашими почитателями. Признание авторитета гораздо более ценно, чем привязанность. Его нельзя купить, а можно только заслужить. Поклонники не обижаются и не бросают вас в трудные времена. Они все прощают. Болеют за вас. Помогают. Их трудно разочаровать, ну, если вы, конечно, честны с ними. Старая истина: что посеешь, то и пожнешь.

Принцип «пустого холодильника»

Является ли Ваше стремление к изменениям причиной появления Вашей компании в России? Как давно Вы работаете на российском рынке?

Однажды один из моих клиентов связался со мной и предложил делать для них проекты не только в Германии, но также в Австрии и Восточной Европе. Дела шли отлично: у нас было около 180 проектов. Мне пришлось открыть филиалы в Вене и Варшаве, нанять много новых людей. Информация о нас распространялась «из уст в уста». Мы работали с Bayern Munich, Telecom, Adidas, Audi и другими известными брендами.

Но я всегда интересовался российским рынком и считал его очень перспективным. Поскольку мы начали осваивать рынок Восточной Европы, приход в Россию был логичным шагом. Однако время было выбрано не лучшее. В 2007 году мы открыли офис в Москве, а в октябре 2008 года весь российский рынок «заморозился». Но я решил остаться – слишком много людей от меня зависело. Оглядываясь назад, могу сказать, что это было правильное решение.

На самом деле, я начал работать с Россией даже раньше, в 2005 году, но дистанционно, из Германии. Вскоре я понял, что модель «отношений на расстоянии» с Россией – не лучшая! Я потерял много денег и был обманут самыми разными способами. Рабочие не соблюдали сроки, менеджеры их покрывали, а то и растрачивали полученные на развитие бизнеса средства. Но я не сдавался! И, наконец, встретил нужных мне людей. Мой нынешний заместитель Галина Гафт сразу же мне понравилась, я предложил ей работу и ни разу об этом не пожалел.

В России наша компания предоставляет весь спектр услуг по управлению проектами: от предварительного анализа, разработки концепции до согласования рабочей документации и контроля качества. Большинство наших клиентов работает с нами на протяжении многих лет. Новые клиенты приходят по рекомендации либо наших заказчиков, либо подрядчиков, которые воплощали наши проекты в жизнь.

Бухгалтерия на аутсорсинге

Бухгалтерия на аутсорсинге Ведение финансового и бухгалтерского учета – сложный и кропотливый труд. Ошибки в учете обходятся слишком дорого. Каждый должен заниматься своим делом, поэтому мы доверили свою бухгалтерию 1C-WiseAdvice. Нам оказывают экспертную поддержку, предоставляют весь комплекс бухгалтерских услуг и делают за нас рутинную работу. У 1C-WiseAdvice есть уникальный подход к клиенту и ответ на любой вопрос. Мы всегда чувствуем себя под «надежным крылом». Это приятное и выгодное сотрудничество. Ничто не отвлекает нас от решения творческих задач, мы просто занимаемся любимым делом.

Что Вы думаете о дизайне в российском ритейле?

Мы над этим работаем… Если серьезно, мне очень нравятся рестораны и отели в России, особенно в Москве. Они доносят довольно интересные идеи и смыслы. Например, я недавно был в ресторане, дизайн которого передает атмосферу уютной московской квартиры. Обстановка, мебель, там даже есть настоящая кошка. Это очень оригинально и стильно. Конечно, для ресторана важнейшее значение имеет качество подаваемых блюд. Но к хорошему мы быстро привыкаем. А место должно рассказывать историю, давать посетителям особый чувственный опыт.

Конечно, все зависит от целевой аудитории. Сильная эмоциональная привязанность возникает и в процессе получения знаний. В магазине или баре тоже можно узнать что-то новое. Существует много тематических мест, например, клубы по интересам в кафе. Там можно практиковать иностранный язык или участвовать в тематических викторинах. Это очень распространенная практика.

Если говорить о российском ритейле, здесь заказчики еще слишком ориентированы на цену. Зачастую тендер выигрывает тот, кто предлагает смехотворно низкую цену. Качество при этом второстепенно.

К счастью, наши клиенты ценят именно качество. В России мы работаем с Tiffany&CoBurberryDiorUniqlo, а также с компаниями группы Inditex.

Каким был бы Ваш персональный WiseAdvice (мудрый совет) иностранным предпринимателям, которые только собираются начать бизнес в России?

К сожалению, в России люди привыкли к тому, что их могут обмануть. Поэтому живут сегодняшним днем, не загадывают вперед. Здесь не принято планировать. Я называю это принципом «пустого холодильника»: его начинают заполнять, только когда он пуст. Это плохо. Людям необходимо ощущение стабильности. И если его дать, заслужить их уважение – они для вас горы свернут.

Например, наши сотрудники получают только «белую» зарплату, никаких «оттенков серого». Они спокойно могут брать кредиты, покупать недвижимость, учиться или путешествовать. Это другой образ мышления. Можно стабильно работать, планировать жизнь. И репутация работодателя на высоте.

Главное – не терять чувство команды

Сколько сейчас сотрудников в Вашей компании?

На данный момент нас 35 – в России и Германии. Мы осуществляем управление проектами во Франции, Боснии, Южной Америке и США. Наша интернациональная команда разговаривает на 15 языках: английском, немецком, турецком, итальянском, французском, китайском, русском и других.

Выше Вы говорили о «третьем месте», а как насчет «второго»? Поделитесь секретами создания комфортных рабочих условий для своих сотрудников.

Вы не поверите, но в Германии лично у меня нет фиксированного рабочего места в нашем офисе. Я просто прихожу и занимаю свободный стол (иногда на кухне). Понятно, что наша профессия позволяет работать из дома. Это требует очень высокого уровня самоорганизации. Я думаю, что традиции и ритуалы по-прежнему играют важную роль в корпоративной культуре. Работникам нужно иметь место, где они смогут поболтать, обменяться новостями, поделиться опытом. Как они будут это делать – на утреннем перекуре, за обедом или за стаканчиком пива в пятницу вечером – не столь важно. Ценным здесь является то, что мы не теряем чувства работы в команде профессионалов и друзей.

Gruschwitz GmbH

http://www.gruschwitz.de

Адрес: Россия 105082 г. Москва Спартаковская площадь, д.14, стр.2 офис 4108

Телефон: +7 (495) 545-43-12

Эл. почта: welcome@gruschwitz.de

Логотип компании Gruschwitz GmbH

А что бы Вы посоветовали своим коллегам, да и вообще всем тем, кто стремится к счастью и успеху?

Быть открытыми к новому и широко смотреть на вещи. Не стоит ничего бояться. Двигайтесь вперед и боритесь с ежедневной рутиной: выбирайте новые маршруты, знакомьтесь с новыми людьми, получайте новый опыт и новые эмоции. Просто наслаждайтесь моментом!

false